Жалобы на всё

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?



Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






Сводка ЧС

Создано: 02 Июня 2014 - 09:33

Деревня, мимо которой не проплывешь

Один поселянин на своем участке поставил настоящую монгольскую юрту. Специально из Интернета брали размеры, рассказывает. Теперь она высокопарно называется Сикияз-Тамакским Дворцом культуры, там целыми днями бьют барабаны, горят костры, поются мантры.

Сейчас мимо возрожденной деревни в излучине реки Ай, в устье Сикияза, не проедешь не проплывешь — бой тамтамов слышен за несколько верст.

Такова деревня Сикияз-Тамак. Ее название с башкирского толкуют однозначно — «устье или «горло» реки Сикияз. А вот перевод слова «сикияз» тут с вариантами. Один из них, возвышенно-живописный, значит «долина цветущей пыльцы». То, что «долина», понятно: деревня расположена как раз в ложбине между двумя хребтами. А «цветущая пыльца» — это уже лирика. Или, наоборот, профессионализм основателей деревни — бортников.

Некоторые исследователи допускают, что известный путешественник академик Петр Симон Паллас побывал проездом в деревне Сикияз-Тамак.

Известно, что он ночевал в Лаклах, а это рядом с Сикияз-Тамаком. После исследователь пробирался из Лаклов в Сатку. По пути он намеревался остановиться в деревне Биктуган (название переводится как «доброе место»), в окрестностях которой, по свидетельству местных жителей, есть пещера, в которой добывают селитру. Однако в Биктугане Паллас не нашел то, что его интересовало, и он поехал в Сатку через деревню Терменево и другие. И дело в том, что проследовать из Лаклов в Терменево, минуя устье реки Сикияз, Паллас не мог. Других дорог нет и не было.

Загадка же в том, что такой деревни — Биктуган — на картах нет. Допустимо, что была, но исчезла. Но вполне возможно, что речь в записях Палласа ведется все-таки о деревне Сикияз-Тамак. Как же была допущена такая ошибка? Либо проводники неправильно проинформировали академика о названии населенного пункта, либо первоначально он именовался Биктуганом, а затем уже по-другому.

Из документов известно, что деревню Сикияз-Тамак основали в 1870 году погорельцы четырех сел — Шубино, Шабунино, Минка и Ерал. Сначала она и называлась Шубино. Вполне возможно, новую деревню «наложили» на прежнюю, возможно уже вымершую и брошенную или вымирающую. В подтверждение этой теории и один народный топоним, который на слуху в Сикияз-Тамаке, — Могила.

Так называется полянка, расположенная посередине деревни. Но откуда тут взяться могилам? Сельское кладбище приткнулось с другого края населенного пункта… Значит, было другое, более старое кладбище. Другой, более старой деревни. То есть Сикияз-Тамак у нас многослойный, впору как в Иерусалиме археологические раскопки проводить. Известно, что до революции в селе была церковь, школа и библиотека. Этих зданий уже и в помине нет, и сейчас вряд ли кто покажет, где они были. Но то тут, то там в деревне попадаются старые жилищные ямы. А это значит, историю старого селения бортников еще можно будет разузнать…

***************************

В летний период через деревню идет большой поток туристов — приезжают на автомобилях, реже на автобусах, приходят на плотах и катамаранах по реке. Всех привлекает Сикияз-Тамакский пещерный град, открытый в останцах на противоположном берегу Ая.

Первым в новейшей истории, в 1990-е, тут бросил корни фермер Анатолий Кущев. В первые годы нынешнего века купили дома несколько челябинцев. И пошло дело, зазвучала песня… Заиграли дома новыми фасадами и кровлями, появились новые срубы и кирпичные «бастионы», кто-то пасеку поставил, кто-то огородом занялся… Народ пошел самостоятельный и деловой.

Сикияз-Тамак — это вольница. Тот же Казантип, только с уральским, сельскохозяйственным уклоном. Сельсовета нет, властей нет... Хочешь — шашлыки жарь, хочешь — богу молись… А богов тут сейчас несколько. Многобожие сейчас на Сикияз-Тамаке. И Иисусу молятся, и Аллаху, и Шиве.

источник: газета "Вечерний Челябинск" 

 

 

02 Июня 2014 - 09:33