Создано: 24 Сентября 2013 - 23:47
Дмитрий Коган сыграл в Сатке на пяти великих скрипках мира
Заслуженный артист РФ Дмитрий Коган в рамках третьего международного фестиваля «Дни высокой музыки», проходившем под патронатом губернатора Челябинской области Михаила Юревича, дал 21 сентября концерт в зале ДК «Магнезит».
Музыкант сыграл на четырех шедеврах итальянских гениев: Амати, Страдивари, Гварнери и Гваданини, а также на скрипке знаменитого французского имитатора Вильома.
Невероятный по значимости и размаху проект «Пять великих скрипок» вызвал в Сатке оглушительный успех. Местная публика, до отказа заполнившая зал ДК «Магнезит», буквально отбила ладони, четырежды вызывая «на бис» именитого скрипача. А у музыканта, игравшего с полной выкладкой, при ближайшем рассмотрении оказалась стѐртой в кровь левая часть подбородка. Но зритель этого не увидел…
Дмитрий Коган оживил коллекционные шедевры Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома, исполнив на них произведения классиков прошлого и современности. Маэстро извлекал из инструментов невероятные по насыщенности звуки. На сцене происходило явление, абсолютно не поддающееся анализу с точки зрения музыкальной техники. Это был посыл человека, как принято говорить, поцелованного в макушку Богом. Музыкант при этом был «на одной ноге» с публикой. Шутил, импровизировал, общался с залом. И весь вечер был в ударе. Темперамент маэстро прекрасно оттеняла Ирина Макарова, аккомпанировавшая ему на стареньком рояле.
С особенной страстью Дмитрий Коган играл на скрипке не признанного при жизни Джузеппе Гварнери, обладающей, по словам скрипача, «дьявольской мощью, силой, харизмой и колоссальной энергетикой». Публика получила пронзительный и мощный «укол в сердце» от «Робрехта». Таким метким выражением влияние этого инструмента на слушателей окрестил сам музыкант. Эта скрипка уже два года является основным инструментом Дмитрия Когана. Творение Гварнери 1728 года приобрел и передал ему Фонд поддержки уникальных культурных проектов, которым руководит меценат Валерий Савельев. На вопрос корреспондента после концерта, любимая ли она, скрипач уклончиво ответил, что это дело вкуса, все скрипки хороши по-своему, «как пять красивых женщин».
Один из 24 невероятно виртуозных каприсов Паганини «Венецианский карнавал», исполненный «на десерт» по настоятельной просьбе публики, маэстро с неизменным темпераментом проиграл на всех инструментах по очереди, обнажив характер каждой скрипки. О каждом инструменте в отдельности рассказывал перед выступлениями, продемонстрировав ещѐ и увлекательный конферанс.
Для провинциальной публики подобная подача имела просветительское значение. Главное, что уяснили гости концерта, каждая из скрипок, созданная кем-либо из великих итальянцев «не играет, а поет». У каждой свой, индивидуальный характер. Светящимися, серебристыми, вобравшими «витамины счастья» были названы звуки скрипки Антонио Иеронима Амати 1595 года – представительницы начального этапа Кремонской школы. С безусловным почтением Дмитрий Павлович говорил о скрипке Антонио Страдивари, охарактеризовав еѐ голос как «пение ангелов». Отдал должное и другим скрипичным мастерам.
Но единственным, кто способен соперничать со Страдивари, все же назвал Гварнери, чьи скрипки в небольшом замкнутом пространстве выказывают характерный «шип», который является концентрацией звука. Этот шип в больших залах и превращается в обертона. Гварнери, кропавший свои скрипки в тюрьме, куда был водворен за долги, создал скрипку будущего, которая способна в большом пространстве продемонстрировать колоссальную мощь и силу. Мощь, когда-то вскрытую трепетной рукой Паганини.
«Очень приятно и почетно принимать такой уникальный проект как "Дни высокой музыки" на нашей саткинской земле. Вы дали возможность саткинцам прикоснуться к мировому искусству, – обратился к Дмитрию Когану по окончании выступления глава Саткинского района Александр Глазков. – Дай бог, чтобы Ваш дар, Ваше умение волшебно играть на скрипке и дальше видели наши зрители. Поэтому мы приглашаем Вас приехать к нам еще раз».
Всего концерты мировых музыкантов и коллективов состоялись в 15-ти городах Челябинской области. Классическую музыку исполнили для жителей Челябинска, Магнитогорска, Миасса, Златоуста, Озерска, Снежинска, Кыштыма, Южноуральска, Копейска, Верхнеуральска, Сатки, Троицка, Коркино, Уйского и Локомотивного. В десяти из них Дмитрий Коган представил беспрецедентный проект «Пять великих скрипок» – южноуральцы услышали звучание инструментов Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини и Вильома.