Жалобы на всё

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?



Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






Сводка ЧС

Создано: 14 Сентября 2014 - 17:12

На финском рубеже

От шинелей и бушлатов шел тяжелый запах тлена. Из сухой светлой почвы, больше похожей на пыль, поисковики извлекали валенки, лыжные ботинки и обломки самих лыж, штыки, фляжки, подсумки, полные патронов, не приведенные в боевую готовность гранаты...

Очередная экспедиция, в которой приняли участие 11 бойцов поискового отряда «Сатка. Поиск», проходила с 4 по 20 августа в районе карельского озера Лоймоланъярви (Суояровский район). Здесь в марте 1940-го в ходе Советско-Финляндской войны и в июне 1944 года в ходе Свирско-Петрозаводской наступательной операции проходили бои за поселок Лоймола.

В этом году в рамках Вахты Памяти работы велись на болоте Кагра-суо близ озер Кагралампи и Полви-Ярви, где найти человеческие останки целиком почти не удавалось. Поисковики срезали и приподнимали ковер изо мха, а под ним находили фляжку, солдатскую кружку, боеприпасы, — все это в прослойке абсолютно черной земли. Эту землю бойцы местных поисковых отрядов считают как раз тем, что осталось от погибших красноармейцев после крупных пожаров на болоте.

Через пару дней командир отряда «Память» Ирина Гайдукова (г. Королев) сообщила о санитарном захоронении 1940 года. И. о. руководителя Вахты Памяти Александр Москвин дал «добро» на поисковую экспедицию группе саткинцев во главе с командиром отряда «Сатка. Поиск» Сергеем Мавлетовым. Наши поисковики отправились на раскоп в районе озера Корпиярви. 30 километров от лагеря до непроходимой лесополосы проехали на такси, и еще 9 километров на одном дыхании проскочили по лесной чаще, преодолев болото и реку.

Почва здесь, на возвышенности, оказалась сухая, сыпучая. Она хорошо сохранила останки погибших бойцов, их обмундирование и даже бумагу бланков, инструкций, телеграммы и извещения на перевод с почтовым оттиском Свердловской области.

За двое суток из раскопа подняли останки 23 советских солдат, по-видимому, попавших в засаду и погибших быстро (бойцы не успели притронуться к боеприпасам). Имя одного из красноармейцев удалось установить по именной ложке. На ложке было выцарапано три буквы ЧМГ. Им оказался Чусов Михаил Герасимович, красноармеец, воевавший в 374 Мотострелковом полку 128 Мотострелковой дивизии (в марте 1940 года дивизия наступала на левом фланге 14 Стрелкового корпуса в направлении населенного пункта Лоймола), и погибший 6 марта 1940 года.

Лагерь в километре от озера Корпиярви саткинцы разбили прямо у раскопов. Спали беспокойно. Кроме того, на карельских болотах начинала болеть голова, фото- и видео- техника давала сбой. Многие поисковые отряды начинали плутать в карельских лесах.

Останков набралось 8 полных мешков. Чтобы доставить их в лагерь, наши земляки разбились на пары, вырубили жерди, к которым привязали мешки (на каждую пару получилось по 50 кг плюс собственное снаряжение).

«Когда мы прошли первые 150 метров и остановились передохнуть, то решили, что не выберемся отсюда», — улыбается командир отряда «Сатка. Поиск» Сергей Мавлетов.

Через шесть километров пути на помощь подоспели Денис Шаров и Олег Дедов. До лагеря добирались на том же такси. Водитель был в шоке: «такого груза прежде возить ему не доводилось».

Завершилась Вахта Памяти перезахоронением останков 161 воина РККА, акциями: «Свеча Памяти», «Марш Памяти», а также исторической реконструкцией боев за Карелию.

 

Источник: газета «Саткинский рабочий»

14 Сентября 2014 - 17:12