Жалобы на всё

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?



Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!




Создано: 14 Марта 2017 - 13:43

Наследие «Кармен»

Казалось, что она одна из немногих, кто знал, как примерить на себя историю своих героинь и чувствовать себя в ней органично. Каждый раз, выходя на сцену, певица открывала невидимый портал, превращая спектакль в реальность. И зрители в разных уголках мира принимали эту реальность, смеялись и плакали, любили и ненавидели так же яростно и отчаянно, как это делала она сама — Елена Образцова.

Совсем скоро в Сатке стартует фестиваль «Кармен», посвященный Елене Васильевне Образцовой. Она ушла из жизни чуть больше двух лет назад, унеся с собой секрет великой красоты, рождающей на оперной сцене образы невероятной силы. Накануне фестиваля мы встретились с дочерью певицы, руководителем Международной академии музыки Еленой Макаровой. Она рассказала, какой была Елена Васильевна на сцене и в жизни.

— Оперная дива, примадонна, непревзойденная — всё это говорили о Елене Васильевне Образцовой. В какой момент вы поняли, что ваша мама — великая певица, и как вы приняли это открытие?

— Я родилась в момент необыкновенного подъема жизни моих родителей. Хотя никто не планировал меня. Мама переживала восторг и потрясение. И это понятно. Девочка из Ленинградской консерватории была приглашена в Большой. Плюс она вышла замуж за человека, которого добивалась полтора года. Они переехали в Москву, им дали квартиру. В этот момент, в 1966-м, родилась я. Мама и папа не представляли, с чем им придется иметь дело и что такое ребенок. В тот момент маме надо было как-то вписаться в театр. Папе тоже нужно было войти в новый коллектив. Уехав из Ленинграда, где его все знали, он должен был доказывать, что он умный и перспективный физик. И меня отдали бабушке и дедушке. До пяти лет я жила у них, думая, что родители приходят только в гости. Уже тогда я понимала, что моя мама — почти небожитель и очень большой человек. В какой-то момент родители забрали меня. Началась другая жизнь. В доме у бабушки и дедушки жизнь крутилась вокруг меня. Там я была королевичной. А здесь было всё наоборот. Королева была мама, и вся жизнь подчинялась ей. Мама не была обычной мамой. И это я тоже понимала. Хотя мне достался кусочек счастья, когда она не так много ездила, бывала дома, готовила, оставаясь со мной наедине.

— К чему вы ревновали свою маму? К театру, зрителям, работе?

— У меня было четкое деление на маму-певицу и маму-маму. К сожалению, я не очень радовалась, что у меня такая великая мама. Иногда я жаждала, чтобы у нее пропал голос. И тогда она бы сидела дома, вязала носки, варила борщи и была похожа на мам моих подружек. Потому что они все с мамами делились, а у меня ее почти никогда не было рядом. Даже когда мама возвращалась после долгих гастролей, меня до нее не очень допускали. Ей надо было отдыхать, снова заниматься и снова выступать. Она безумно много работала. И я стала понимать, что она мне не принадлежит. Был период, когда я очень ревновала ее к публике. Каждый раз после концерта мне хотелось прижаться к ней, сказать, как она замечательно спела, и я буду петь так же хорошо, когда вырасту. Но вместо этого я ждала в углу, когда она закончит раздавать автографы, подписывать программки, разговаривать с поклонниками. Иногда, в редкие моменты, мы совпадали с ней во времени и пространстве. И эти мгновения очень дороги мне. Как-то раз я получила кол по математике. Единственный раз в жизни, хотя математика всегда шла на пять. Про этот кол надо было сказать папе. А он физик-теоретик и очень болезненно относился к тому, что я могла не проявлять интерес к этой материи. Я до сих пор помню страницу дневника. На всю страницу стоял этот чудовищный кол. В этот день почему-то из школы меня забирала мама. Я разрыдалась, сказала, что домой не пойду, жизнь закончена. И мама не стала меня ругать и читать нотации, а повела обедать в ресторан. Мне казалось, что я нахожусь в параллельном пространстве. Потом мы гуляли и зашли в магазин игрушек. Там снимали рекламу с живым тигренком, которого я не боялась. Его посадили в машину и меня попросили с ним поиграть. Я до сих пор помню это состояние восторга, ведь мама ради меня изменила свой обычный распорядок. Мы всегда провожали ее вместе с папой, когда она уезжала на гастроли. Бежали к решетке перед взлетным полем и ждали, когда взлетит ее самолет. Но больше всего я любила, когда она возвращалась с гастролей, разбирать с ней ее чемодан. Это был ритуал. Обычно она прилетала ночью. И чемодан ждал, когда мы будем вместе его разбирать. Там не было кучи подарков. Но прикосновение к ее вещам, это ощущение сопричастности к ней было для меня очень важным.

— Как она относилась к образу графини в опере «Пиковая дама», которую исполнила юной девушкой? Как готовилась к этой партии, которую пела до конца своих дней?

— Уже за два-три дня до спектакля можно было точно понять, что она будет петь. Менялась пластика движения, посадка головы, отношение к себе и окружающим. Графиня была ролью для нее не просто важной. Она была доминирующей. Перед спектаклем она очень менялась, начинала шпынять всех, кто был в доме. Мы не обижались. Понимали, что нужны как антураж для роли. Мама каждый раз что-то добавляла в этот образ. Меняла концепцию роли. И очень тяжело выходила из этого образа. Еще сутки мучительно выкарабкивалась, а графиня ее держала. Она пыталась быть молодой, счастливой, но графиня ее не отпускала. После спектакля она пыталась ходить нормально и не могла. Я замечала, что у нее дрожат руки и голова. Она огрызалась: «Чего вы стоите здесь, ступайте вон». Она предпринимала титанические усилия, чтобы это прекратить. Ей было нелегко.

— С Еленой Васильевной связано много историй, которые сейчас воспринимаются как мифы — такие красивые, невероятные легенды, хотя все они действительно произошли. Например, Франко Дзеффирелли укусил ее на репетиции «Кармен». Почему, чего он пытался от нее добиться?

— У мамы всегда была своя концепция Кармен. Ее всегда несло на этой роли. Она менялась, и никто не мог предсказать, что будет на сцене. Она могла быть хулиганистой, страстной. То она была контрабандисткой, то женщиной, искавшей настоящей любви, а иногда жаждущей легкого приключения. С Дзеффирелли такие штучки не проходили. Он был режиссером не столько оперным, сколько киношным. А там всё по-другому. Работа на сцене оперной и работа на крупном плане в кино — две разные работы, разная актерская техника. И мама не понимала, что он от нее хочет. И когда Дзеффирелли укусил ее за руку, она поняла, что для него Кармен — это кошка, которая гуляет сама по себе. Пантера, которую можно приручить, но она никогда не будет сидеть на поводке и ждать ласки. Она всегда останется хищником. Кармен для Дзеффирелли была женщиной, которая жила сиюминутными желаниями. Ее невозможно прогнозировать. Сейчас она любит и купается в этой любви, потом ей захотелось покапризничать и сделать что-то шокирующее с точки зрения обывателей. Дзеффирелли — это был один из немногих режиссеров, к которому мама прислушивалась. Да, она не была паинькой. Всегда говорила мне и своим ученицам, когда шел разговор о несовпадении видения концепции роли у певицы и режиссера: «Говори: да, да, конечно, конечно. Выходишь на сцену и делаешь так, как надо тебе. А когда режиссер говорит: “Ну что же ты?”, — отвечаешь: “Извини, так волновалась, что забыла, что ты хотел”». Это был ее способ не вступать в дискуссии с режиссерами. В лучшем варианте она могла выйти из той кулисы, откуда надо, и уходила туда, где было предусмотрено. А на сцене она делала то, что считала нужным.

— Почему она пела Кармен босиком?

— Она чувствовала, что Кармен не может ходить на каблуках. Она была в Испании. Специально смотрела на то, как выглядят испанские цыганки. Они никогда не были аристократками. Мама ходила по тавернам, где они поют и танцуют. Поняла, что это не имеет никакого отношения к тому, что мы считаем фламенко. Она видела их жесты, иногда они очень откровенные, до неприличия. Она наблюдала, как они двигаются, и поняла, что не может Кармен быть в туфлях. Она создала свою Кармен. Ее нельзя скопировать. Это нереально.

Информация с сайта: http://carmenfest.comПубликуется с сокращениями. Полную версию читайте в газете «Магнезитовец», №9 от 10.03.2017

14 Марта 2017 - 13:43
cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china