- Новости
- Саткинский район
- О районе
- Сатка - Родина сильных людей
- Муниципальный округ
- Почетные граждане Саткинского района
- Карта
- Кафе и рестораны
- Гостиницы
- Архитектура
- Градостроительство
- Доступная среда
- Информация по налогообложению
- Налоговая инспекция
- Реестр казны
- Схемы границ прилегающих территорий
- Туризм
- Предприятия и организации
- Бюджет Саткинского муниципального района
- Устав Саткинского муниципального района
- Списки присяжных
- Городские и сельские поселения
- Контрольно-счетная палата Саткинского муниципального района
- Участковые уполномоченные
- Отделение Социального фонда России
- Развитие конкуренции
- Миасский таможенный пост
- Саткинская городская прокуратура
- Транспортная прокуратура
- Эффективность деятельности руководителей района
- Федеральная статистика
- Социальный фонд России
- Электронные услуги
- Социальная реклама
- Лучшие муниципальные практики
- Муниципальный заказ
- Глава района
- Администрация района
- Контакты
- Правовая база
- Антимонопольный комплаенс
- Безопасность
- Всероссийская перепись населения
- Государственная кадастровая оценка
- Инициативное бюджетирование
- Информационное общество
- Информация о работе с обращениями
- Информация о результатах проверок
- Информация о состоянии защиты населения
- Информация об участии в целевых и иных программах
- Кадровое обеспечение
- Кадровый резерв
- Контроль продажи алкоголя
- Муниципальные услуги
- Муниципальный контроль
- Неформальная занятость
- Общественная палата
- Общественное обсуждение
- Общественные приемные
- Общественные советы
- Органы управления
- Открытые данные
- Охрана окружающей среды
- Охрана труда
- Оценка регулирующего воздействия
- Оценка эффективности работы ОМС
- Планы проверок земельных участков
- Противодействие коррупции
- Публичные слушания
- Реестры лицензий
- Росреестр
- Сведения о доходах
- Сведения о численности муниципальных служащих и затраты на их содержание
- Соглашения по переданным полномочиям
- Социально-экономическое развитие
- Структура
- Субсидии
- Территориальная избирательная комиссия
- Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Челябинской области
- Финансовое управление
- Собрание депутатов
- Общие сведения
- Контакты
- Муниципальный округ
- Публичные слушания и общественные обсуждения
- Работа с обращениями граждан
- Округа и графики приема
- Графики приема в ДЦ "Единая Россия"
- Закупки
- Нормативно-правовая база
- Планы работы Собрания депутатов Саткинского муниципального округа
- Противодействие коррупции
- Сведения о доходах
- Заседания Собрания депутатов Саткинского муниципального округа
- Правовое регулирование по конкурсу главы
- Контакты
- Афиша
Создано: 02 Июня 2014 - 09:33
Деревня, мимо которой не проплывешь
Один поселянин на своем участке поставил настоящую монгольскую юрту. Специально из Интернета брали размеры, рассказывает. Теперь она высокопарно называется Сикияз-Тамакским Дворцом культуры, там целыми днями бьют барабаны, горят костры, поются мантры.
Сейчас мимо возрожденной деревни в излучине реки Ай, в устье Сикияза, не проедешь не проплывешь — бой тамтамов слышен за несколько верст.
Такова деревня Сикияз-Тамак. Ее название с башкирского толкуют однозначно — «устье или «горло» реки Сикияз. А вот перевод слова «сикияз» тут с вариантами. Один из них, возвышенно-живописный, значит «долина цветущей пыльцы». То, что «долина», понятно: деревня расположена как раз в ложбине между двумя хребтами. А «цветущая пыльца» — это уже лирика. Или, наоборот, профессионализм основателей деревни — бортников.
Некоторые исследователи допускают, что известный путешественник академик Петр Симон Паллас побывал проездом в деревне Сикияз-Тамак.
Известно, что он ночевал в Лаклах, а это рядом с Сикияз-Тамаком. После исследователь пробирался из Лаклов в Сатку. По пути он намеревался остановиться в деревне Биктуган (название переводится как «доброе место»), в окрестностях которой, по свидетельству местных жителей, есть пещера, в которой добывают селитру. Однако в Биктугане Паллас не нашел то, что его интересовало, и он поехал в Сатку через деревню Терменево и другие. И дело в том, что проследовать из Лаклов в Терменево, минуя устье реки Сикияз, Паллас не мог. Других дорог нет и не было.
Загадка же в том, что такой деревни — Биктуган — на картах нет. Допустимо, что была, но исчезла. Но вполне возможно, что речь в записях Палласа ведется все-таки о деревне Сикияз-Тамак. Как же была допущена такая ошибка? Либо проводники неправильно проинформировали академика о названии населенного пункта, либо первоначально он именовался Биктуганом, а затем уже по-другому.
Из документов известно, что деревню Сикияз-Тамак основали в 1870 году погорельцы четырех сел — Шубино, Шабунино, Минка и Ерал. Сначала она и называлась Шубино. Вполне возможно, новую деревню «наложили» на прежнюю, возможно уже вымершую и брошенную или вымирающую. В подтверждение этой теории и один народный топоним, который на слуху в Сикияз-Тамаке, — Могила.
Так называется полянка, расположенная посередине деревни. Но откуда тут взяться могилам? Сельское кладбище приткнулось с другого края населенного пункта… Значит, было другое, более старое кладбище. Другой, более старой деревни. То есть Сикияз-Тамак у нас многослойный, впору как в Иерусалиме археологические раскопки проводить. Известно, что до революции в селе была церковь, школа и библиотека. Этих зданий уже и в помине нет, и сейчас вряд ли кто покажет, где они были. Но то тут, то там в деревне попадаются старые жилищные ямы. А это значит, историю старого селения бортников еще можно будет разузнать…
***************************
В летний период через деревню идет большой поток туристов — приезжают на автомобилях, реже на автобусах, приходят на плотах и катамаранах по реке. Всех привлекает Сикияз-Тамакский пещерный град, открытый в останцах на противоположном берегу Ая.
Первым в новейшей истории, в 1990-е, тут бросил корни фермер Анатолий Кущев. В первые годы нынешнего века купили дома несколько челябинцев. И пошло дело, зазвучала песня… Заиграли дома новыми фасадами и кровлями, появились новые срубы и кирпичные «бастионы», кто-то пасеку поставил, кто-то огородом занялся… Народ пошел самостоятельный и деловой.
Сикияз-Тамак — это вольница. Тот же Казантип, только с уральским, сельскохозяйственным уклоном. Сельсовета нет, властей нет... Хочешь — шашлыки жарь, хочешь — богу молись… А богов тут сейчас несколько. Многобожие сейчас на Сикияз-Тамаке. И Иисусу молятся, и Аллаху, и Шиве.
источник: газета "Вечерний Челябинск"
02 Июня 2014 - 09:33