Жалобы на всё

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?



Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!




Создано: 29 Августа 2011 - 16:18

Об утверждении Муниципальной целевой программы Реализации Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010 год

 

 

АДМИНИСТРАЦИЯ

САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

____________________________________________________________________________________

 

г. Сатка №” 957 ”

от “ 15 ” июня. 2010 г.


«Об утверждении Муниципальной целевой

программы Реализации Комплексного

социально-экономического плана развития

моногородов Саткинского муниципального

района на 2010 год»

 

В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Д.А. Медведевым Федеральному Собранию 2009 года, Стратегическим планом развития Саткинского муниципального района до 2020 года по модернизации экономики Саткинского муниципального района, направленной на "мягкую диверсификацию",

ПОСТАНОВЛЯЮ:

 

  1. Утвердить Муниципальную целевую программу "Реализация Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района" на 2010 год согласно приложения № 1

  2. Контроль за реализацией настоящего постановления возложить на заместителя Главы Саткинского муниципального района по экономике и стратегическому развитию И.В. Акбашеву.

  3. Настоящее постановление вступает в силу с момента ее подписания.

 

 

Глава Саткинского муниципального района В.И.Хлыста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

к постановлению администрации

Саткинского муниципального района

от 15.06.2010 г. № _957_

 

Муниципальная целевая программа

«Реализация Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района»

2010 год

 

Паспорт Муниципальной целевой программы

«Реализация Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района»

Наименование Муниципальной целевой программы

Муниципальная целевая программа «Реализация Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района» (далее – Программа)

Статус программы

муниципальная целевая

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Постановление Администрации Саткинского муниципального района от 25.12.2009 г № 1925-р «О создании рабочей группы по подготовке комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района».

Постановление Администрации Саткинского муниципального района от 15.06.2010 г. № 957 «Об утверждении Муниципальной целевой программы «Реализация Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района» на 2010 год

Муниципальный заказчик

Администрация Саткинского муниципального района

Муниципальный заказчик-координатор

Комитет экономики администрации Саткинского муниципального района

Основные разработчики Программы

Администрация Саткинского муниципального района (Комитет экономики администрации Саткинского муниципального района), рабочая группа по подготовке комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района

Цель Программы

улучшение качества жизни всех слоев населения Саткинского района, обеспечение устойчивого развития в условиях реализации стратегических направлений развития района, что будет способствовать достижению главной цели Стратегического плана развития Саткинского муниципального района до 2020 года – стабильное улучшение жизни всех слоев населения района

Задачи Программы

Задачи:

  1. Диверсификация экономики и формирование более сбалансированной структуры экономики;

  2. Создание условий для развития современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории Саткинского муниципального района;

  3. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в Саткинском муниципальном районе;

  4. Обеспечение всех категорий потребителей в районе надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания для населения

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели

  1. согласование показателей и мероприятий КИП с органами исполнительной власти РФ и Челябинской области – да

  2. рассмотрение вопроса целесообразности разработки КИП на публичных слушаниях - да

  3. количество сотрудников, прошедших квалификацию, специализирующихся в сфере экономики – 2 человека

Сроки реализации Программы

2010 год

Перечень программных мероприятий

- разработка Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

- предоставление на совещания рабочей группы в органах исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

- предоставление на согласование в органах исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта и мероприятий комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района

- организация повышения квалификации кадров, специализирующихся в сфере экономики

Объемы и источники финансирования Программы

Средства бюджета Саткинского муниципального района – 350,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели ее социально-экономической эффективности

  1. согласование показателей и мероприятий КИП с органами исполнительной власти РФ и Челябинской области – да

  2. рассмотрение вопроса целесообразности разработки КИП на публичных слушаниях - да

  3. количество сотрудников, прошедших квалификацию, специализирующихся в сфере экономики – 2 человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Содержание, проблемы и обоснование необходимости

ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДом

 

Комплексный социально-экономический план развития моногородов Саткинского муниципального района разработан в соответствии со Стратегическим планом развития Саткинского муниципального района до 2020 года.

При разработке Комплексного плана учтены основные положения:

– Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу,

– Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года,

– федеральных, областных целевых программ,

– национальных проектов,

– программ (проектов) технического перевооружения и модернизации предприятий района.

Главной целью Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района является улучшение качества жизни всех слоев населения района, обеспечение устойчивого развития в условиях реализации стратегических направлений развития района.

Основными приоритетами Комплексного социально-экономического плана развития моногорода Сатки Саткинского муниципального района является переход от сырьевой моноэкономики – к разнообразию.

В основу Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района положено формирование диверсифицированной экономики, где наряду с горнодобывающей и металлургической отраслями будут активно развиваться туризм, малый и средний бизнес.

Как большинство территорий с монопрофильной экономикой, Саткинский муниципальный район в период мирового финансово-экономического кризиса оказался в неблагоприятной ситуации. Темпы промышленного производства в 2008-м году были снижены до 92,1%, в первом полугодии 2009 года составили только 77,8%. Тогда как за десятилетие с предыдущего кризиса 1998 года объёмы промышленного производства в районе были удвоены, развивалась социальная сфера: каждый год вводился в строй действующих социальные объекты капитального строительства, спортсооружение, капитально ремонтировались объекты здравоохранения, культуры, образования, набрало неплохие темпы жилищное строительство. Множество социальных проектов реализовывалось проводимой в районе политикой социального партнёрства, мощному альянсу бизнеса и власти.

В 2007 году был разработан и принят Стратегический план развития Саткинского муниципального района до 2020 года. С учётом имеющихся ресурсов был разработан сценарий развития экономики, названный «мягкая диверсификация». Он предполагает сохранение существующих на территории района базовых производств – по добыче и переработке полезных ископаемых (магнезита и железной руды), с постепенным увеличением доли в социально-экономическом развитии территории средних и малых предприятий, сосредотачивающихся в новых отраслях материального производства.

Разразившийся в октябре 2008 года кризис наглядно подтвердил опасения относительно рисков, связанных с монопрофильной экономикой.

Предприятия Саткинского муниципального района – ОАО «Комбинат «Магнезит» (в том числе и ООО «Группа «Магнезит»), ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод», ООО «Бакальское рудоуправление» попали в сложную экономическую ситуацию, порожденную финансово-экономическим кризисом. Избежать остановки производства и массовых увольнений персонала на предприятиях, ориентированных на нужды металлургии, удалось благодаря программам государственной и муниципальной поддержки занятости.

Направления развития Саткинского муниципального района определены Стратегией развития района до 2020 года:

  • укрепление финансовой устойчивости градообразующих предприятий Саткинского муниципального района,

  • диверсификация экономики и формирование сбалансированной структуры путем развития перспективных направлений хозяйственной деятельности: добычи сырья и производства строительных материалов, туризма и санаторно-курортного хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, транспортно-логистического обслуживания грузов, малого и среднего предпринимательства,

  • создание условий для развития современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории Саткинского муниципального района,

  • создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в Саткинском муниципальном районе,

  • обеспечение всех категорий потребителей района надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания для населения,

  • создание условий для стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Саткинского муниципального района.

Реализация мероприятий, разработанных Комплексным социально-экономическим планом развития моногородов Саткинского муниципального района, позволит реализовать цели Стратегического плана развития Саткинского муниципального района до 2020 года в условиях кризисных явлений.

  1. Природные ресурсы

SWOT-анализ природных ресурсов Саткинского муниципального района

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Наличие богатейших месторождений полезных ископаемых, используемых в металлургии и строительстве, причем месторождения магнезитовых руд имеют международное и федеральное значение.

2. Наличие лесов, водоемов и сельскохозяйственных угодий.

3. Наличие уникальных природных комплексов (озеро Зюраткуль, горы, Пороги, пещеры и др.).

4. Невысокая доля земель, вовлеченных в хозяйственный оборот.

1. Негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий района.

2. Недостаточная известность природных комплексов района за пределами Челябинской области и регионов Урала.

 

Возможности

Угрозы

1.Развитие добывающих, металлургических, лесоперерабатывающих производств.

2. Развитие агропромышленного комплекса (сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности).

3. Развитие круглогодичного туризма и санаторно-курортного хозяйства.

4. Вовлечение свободных земельных участков в хозяйственный оборот.

1. В результате активной хозяйственной деятельности возможны техногенные аварии и катастрофы, которые могут привести к загрязнению водоемов и территории (экологическим бедствиям).

2. Острая конкурентная борьба с соседними районами за потребителя пищевой продукции животноводства и растениеводства.

 

Риски природных ресурсов Саткинского муниципального района

Вид риска

Характеристика риска

Экологические

1. Увеличение негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности предприятий района

 

 

  1. Население Саткинского муниципального района

Основные характеристики населения Саткинского муниципального района и показателей уровня жизни населения

Наименование показателя

2007

2008

2009

1

Численность постоянного населения Саткинского муниципального района, чел.

87 022

86 685

86 329

из них:

 

 

 

трудоспособного возраста

53834

53289

53289

старше трудоспособного возраста

18197

18368

18368

2

Численность мужчин, чел.

40079

39897

39 687

3

Численность женщин, чел.

46943

46794

46 589

4

Число родившихся, чел.

1078

1230

1 162

5

Число умерших, чел.

1434

1398

1 438

6

Естественный прирост (убыль), чел.

-356

-168

- 276

7

Число прибывших, чел.

1766

2013

1 807

8

Число выбывших, чел.

1913

2182

1 940

9

Миграционный прирост (убыль), чел.

-147

-169

- 133

10

Средний возраст населения, лет

64,7

66,1

66,4

11

Общая численность занятого населения Саткинского муниципального района, чел.

39 500

39 500

39 500

12

Общая численность безработных, зарегистрированных в службе занятости, чел.

1 193

1 660

2 533

13

Численность безработных в возрасте 15-24 лет, человек

322

417

 

14

Уровень безработицы, %

2,9

4

6

15

Доля среднесписочной численности работников предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса к экономически активному населению поселения
ОАО «Комбинат «Магнезит» (в том числе ООО «Группа Магнезит») в Сатке

32,7

35,3

30,6

18

Уровень неоконченного среднего образования населения в возрасте 15 лет и старше, на 1000 человек населения

46**

46**

46**

19

Уровень среднего образования населения в возрасте 15 лет и старше, на 1000 человек населения

134**

134**

134**

20

Уровень высшего образования населения в возрасте 15 лет и старше, на 1000 человек населения

127**

127**

127**

21

Количество пенсионеров, чел.

25 462

25 447

25 531

из них работающих

6 626

7 033

7 604

22

Доля пенсионеров в общей численности населения, %

29,3

29,2

29,6

23

Средняя номинальная начисленная заработная плата, рублей

10 054,6

13 172,0

13 224,5

24

Средний размер пенсии, рублей

3 548,15

4 393,09

5 953,5

** – по данным переписи населения 2002 года.

 

SWOT-анализ населения Саткинского муниципального района

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Увеличение числа родившихся.
2. Уменьшение числа умерших.
3. Увеличение среднего возраста населения.
4. Рост среднего размера пенсии.
1. Сокращение численности постоянного населения.
2. Преобладание числа умерших над родившимися.
3. Старение населения.
4. Увеличение числа выбывших за пределы района (наличие миграционной убыли).
5. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы.
6. Уровень среднемесячной заработной платы в районе меньше, чем в среднем по Челябинской области (по итогам 9 месяцев 2009 года – на 15,5%).
7. Значительную долю в численности экономически активного населения поселений Саткинского муниципального района занимает численность работников градообразующих предприятий района.

Возможности

Угрозы

1. Снижение уровня смертности, повышения рождаемости, уровня преступности и других показателей качества жизни населения путем реализации муниципальных целевых программ в области здравоохранения, социальной защиты, борьбы с наркоманией, преступностью, занятости населения, природоохранных мероприятий, а также принятия участия в федеральных и областных программах по данным направлениям.
2. Увеличение числа рабочих мест за счет развития перспективных направлений хозяйственной деятельности: добычи сырья и производства строительных материалов, туризма и санаторно-курортного хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, транспортно-логистического обслуживания грузов

1) Продолжение оттока кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, имеющих высшее профессиональное образование и высококвалифицированных работников, в крупные города.

2) Модернизация производственной базы и оптимизация численности работников крупных предприятий района, ухудшение конъюнктуры рынка может привести к высвобождению части работников добывающих и металлургических производств района.

 

 

Вид риска

Характеристика риска

Риски миграции трудовой силы

Отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, имеющих высшее профессиональное образование и высококвалифицированных работников, в крупные города. Таким образом, произойдет не только уменьшение численности трудоспособного населения, а значительное сокращение экономического потенциала, что повлечет за собой превращение монопрофильных территорий в поселения пенсионеров.

Риски платежеспособности населения

1. Сокращение внешнего спроса на продукцию градообразующих предприятий района и, как следствие, снижение заработной платы и высвобождения работников, что может привести к росту уровня безработицы.

2. Снижение налоговых поступлений

3. Снижение спроса на услуги малого и среднего бизнеса

4. Снижение уровня платежей населения за услуги объектов инфраструктуры.

Риски снижения качества жизни, человеческого капитала моногорода

1. Сокращение численности постоянного населения
2. Преобладание числа умерших над родившимися.
3. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы.
4. Снижение уровня среднемесячной заработной платы в районе
5. Отсутствие современных культурно-досуговых объектов, благоустроенных парков культуры и отдыха.

 

  1. Градообразующие предприятия Саткинского муниципального района

Критерии отнесения городов

Саткинского муниципального района

к категории монопрофильных

 

Наименование показателя

Норматив

Саткинский муниципальный район

Сатка

Бакал

1

Доля среднесписочной численности работников предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса к экономически активному населению поселения, %

более 25%

26,8

33,8

22

2

Доля объема промышленного производства предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса, в общем объем промышленного производства, %

более 50%

88,1

88,6

79,7

3

Доля налоговых и неналоговых доходов, поступающих в бюджет муниципального образования от предприятия или нескольких предприятий, осуществляющих деятельность в рамках единого производственно-технологического процесса

не менее 20%

36,7% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов, поступивших по итогам 9 месяцев 2009 года в консолидированный бюджет Саткинского муниципального района

54,9

43,1

 

Исходя из полученных данных, видно, что города Саткинского муниципального района – Сатка и Бакал относятся к категории монопрофильных, так как фактические значения по вышеуказанным критериям превышают установленные нормативы.

 

Риски, влияющие на деятельность ОАО «Комбинат «Магнезит»:

Вид риска

Характеристика риска

Производственный риск

Комбинат учитывает ожидаемую инфляцию путем использования внутренних резервов снижения себестоимости выпускаемой продукции. Внедрение инноваций и энергосберегающих технологий, диверсификация производства – актуальная тема сегодняшнего дня и предмет пристального внимания во всех сферах производственной деятельности. Долгосрочное сотрудничество с поставщиками сырья и материалов сводит к минимуму внезапное изменение цен на ресурсы, а экономическая политика в отношении запасов страхует от возможного дефицита или срыва графиков поставок стратегических ресурсов.

Планово-маркетинговые риски

Применительно к стратегическому управлению в управлении планово-маркетинговыми рисками на комбинате можно выделить два уровня управленческих решений:

1)воздействие на денежный поток в сфере долгосрочных финансовых решений (политика инвестирования, долгосрочного финансирования и капитализации);

2)формирование дополнительных направлений денежных потоков комбината с целью усиления влияния на внешнюю среду (диверсификация и реструктуризация), усиления мер по сохранению и развитию потенциала предприятия (финансирование инноваций).

Финансовые риски

Применение новых финансовых технологий, современных финансовых инструментов и другие инновационные факторы обуславливают нейтрализацию новых видов финансовых рисков. Возможный риск финансового планирования нейтрализуется политикой управления затратами комбината (нормирование и лимитирование), что не приводят к изменению денежного оттока; риски изменения финансовой ситуации нейтрализуются диверсификацией входящего денежного потока (увеличение числа поставщиков ресурсов), что не приводит к снижению чистого денежного потока; риски сбыта продукции нейтрализуются политикой управления заказами (производство с колёс) и также не приводят к изменению чистого денежного потока. Риск финансового прогнозирования взаимосвязан с информационной ассиметрией и субъективностью методик, используемых при прогнозировании денежных потоков. Этот вид риска пока не возникает на фоне наличия полной прогнозной информации о внешней экономической среде комбината (приобретается в ведущих НИИ страны). В процессе оперативной финансовой работы риск финансового регулирования не возникает в ходе постоянной корректировке отклонений, возникающих в денежных потоках, при неблагоприятных ситуациях. Риск опоздания ввода объекта в эксплуатацию может увеличить срок окупаемости инвестиций (повышается стоимость капитального строительства, сокращается время, отведенное на возврат вложенных средств). Риск неполной загрузки проектных мощностей в случае наступления неблагоприятных событий в условиях кризиса и ведет к простою части оборудования. Учетный финансовый риск возможен в условиях неадекватности применяемой на комбинате учетной политики процессам управления денежными потоками в условиях кризиса (корректируется ежемесячно).

Инвестиционные риски

В последнее время на комбинате осуществляются широкомасштабные инвестиции. Необходимость постоянной корректировки и согласования устраняет наступление пагубных последствий финансирования инвестиций в условиях кризисных явлений. Инвестиционный комитет комбината работает передовыми технологиями оценки и финансирования инвестиций, снижая вероятность ошибочности действий.

Рыночный риск

Успех комбината во многом определяется его способностью использовать инструменты финансовой оптимизации (управление кредитным портфелем) при нивелировании соотношения рыночного риска и доходности активов. Негативное изменение рыночной конъюнктуры способно неблагоприятно отразиться на доходах комбината, устраняется политикой оптимизации заказов покупателей.

Экологические риски

Вероятность изменения и/или разрушения (гибели) экологического объекта в качестве которого может рассматриваться любой субъект хозяйственной деятельности. Хозяйствующий субъект независимо от его отраслевой принадлежности, масштабов и характера деятельности, организационно- правовых форм и других характеристик можно определить как специфическую социальную группу. Техносфера комбината выступает мощным экологическим фактором, негативно влияющим на общество. Это влияние выражается в следующем:

      1. загрязнения и другие изменения окружающей природной среды (нарушение экологического равновесия в экосистеме региона (Саткинского района), нарушения плодородного почвенного слоя горной промышленностью и др.). Подобные воздействия обусловлены «нормальной», обычной деятельностью предприятий, то есть они устойчивы, более или менее прогнозируемы, их результаты (эффекты) накапливаются в окружающей природной среде постоянно.

      2. резкие «скачкообразные», трудно прогнозируемые воздействия на окружающую природную среду – речь идет о техногенных катастрофах, авариях, инцидентах и др. (выбросы в окружающую среду вредных веществ: пыли, ядовитых газов, ГСМ и т.д.)

      В данном случае речь идет об экологических рисках хозяйственной деятельности, связанных с изменениями окружающей природной среды. Руководство комбината обладает необходимым уровнем знаний экологических вопросов (наличие специальных служб) с целью внедрения новых технологий экологического менеджмента (стандарты ИСО). Постоянное поддержание в удовлетворенном состоянии систем обеспечивающих экологическую безопасность (фильтры, очистные устройства, рекреация земель и т.д.) окружающей среды является важнейшей задачей менеджмента комбината.

      Риски ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод»

      Вид риска

      Характеристика риска

      Инфраструктурные риски

      ЗАО «СЧПЗ» производит отпуск тепловой энергии старой части г. Сатка (население, прочие потребители). При снижении регулируемых тарифов риск минимален, так как теплоэнергия в реализации продукции составляет 0,65%

      Технологические риски

      Основную долю затрат в себестоимости производства основной продукции (ферромарганец) занимает сырье – это марганцевая руда и кокс (топливо), на поставку которых заключены долгосрочные контракты. Износ оборудования составляет менее 55%, поэтому технологические риски минимальные.

      Кадровые риски

      Риски минимальные, так как при существующем уровне безработицы в городе всегда существует приток кадров

      Потребительские (ресурсные) риски

      Риски маловероятны, так как заключены долгосрочные договоры с поставщиками ближнего и дальнего зарубежья.

      Продуктовые риски

      Риски отсутствуют, так как основными потребителями являются предприятия металлургического комплекса и на данном рынке ЗАО «СЧПЗ» занимает около 50%, и дополнительно заключены долгосрочные контракты на экспорт.

      Риски собственности

      Риски исключены, так как у предприятия один собственник.

       

      Риски ООО «Бакальское рудоуправление»

      Вид риска

      Характеристика риска

      Инфраструктурные риски

      Так как удельный вес энергозатрат в себестоимости отгруженной продукции предприятия составляет 20%, поэтому существует значительный риск при увеличении цен на энергоресурсы, который окажет значительное влияние на финансовое состояние предприятия и приведет к снижению обеспеченности собственными оборотными средствами.

      Технологические риски

      Повышение цен на материальные ресурсы, необходимые для производства продукции.

      Инвестиционные риски

      Отсутствие достаточного объема финансирования для реализации инвестиционных проектов, направленных на диверсификацию производства предприятия

      Потребительские (ресурсные) риски

      Риски вероятны, так как у предприятия 100%-ая зависимость от потребителей.

      Риски предприятия

      Создание за пределами Саткинского муниципального района дробильно-обогатительного комплекса с обогащением (строительство Сосновского рудника с открытым способом разработки на базе Теченского месторождения железных руд), что может привести к полной остановке ООО «Бакальское рудоуправление»

      SWOT-анализ градообразующих предприятий

      Саткинского муниципального района

      Сильные стороны

      Слабые стороны

      1. Имеют статус градообразующих предприятий района.
      2. Наличие постоянных потребителей продукции.
      3. Предприятия, зарекомендовавшие себя как надежные поставщики и производители высококачественной продукции по приемлемым ценам.
      4. Наличие собственной научно-исследовательской и сырьевой базы.
      5. Весомая доля рынка в Челябинской области, России.
      6. Развитая система сбыта
      7. Реализация инвестиционных проектов, направленных на модернизацию производства, снижения негативного влияния на окружающую среду
      8. Реализация социальных программ
      1. Отсутствие замещающих производств.
      2. Отсутствие достаточного объема финансирования инвестиционных проектов
      3. Недостаточный ассортимент продукции
      4. Старение квалифицированных специалистов

      Возможности

      Угрозы

      1. Диверсификация производства, в том числе и выпуск новых видов изделий
      2. Модернизация оборудования
      3. Реализация инвестиционных проектов, направленных на энергосбережение и развитие инфраструктуры, снижение негативного влияния на окружающую среду
      4. Повышение квалификации специалистов за счет принятия участия в программах занятости населения
      5. Расширение поставок на экспорт
      1. Снижение платежеспособного спроса на продукцию градообразующих предприятий.
      2. Невозможность получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, а также рост процентных ставок по кредитам кредитных организаций.
      3. Отток кадров за пределы района

       

      Общие риски градообразующих предприятий

      Саткинского муниципального района

      Вид риска

      Характеристика риска

      Инфраструктурные риски

      1. Неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры (дороги, мосты, трубопроводы, ЛЭП) сдерживает уровень диверсификации производства.

      2. Недостаточно развитая система транспортных коммуникаций приводит к увеличению себестоимости продукции градообразующих предприятий.

      Технологические риски

      1. Уровень износа основных средств.

      2. Высокая энергоемкость производства.

      3. Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами.

      Кадровые риски

      1. Отток квалифицированных специалистов за пределы района.

      2. Снижение уровня жизни работников вследствие оптимизации заработной платы.

      3. Старение кадров.

      Потребительские риски

      1. Снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий.

      2. Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки, снижения качества продукции.

      Продуктовые риски

      1. Снижение платежеспособного спроса основных потребителей продукции.

      2. Снижение качества выпускаемой продукции в результате мер, направленных на снижение себестоимости.

      3. Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции, что не способствует изменению качественного состава покупателей (заказчиков)

      4. Наличие слабой диверсификации производства не позволяет сохранить уровень продаж за счёт использования других рыночных сегментов.

      Риски собственников

      1. Смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий

       

      1. Местная промышленность и малый бизнес

      Основные показатели местной промышленности и малого бизнеса

      Саткинского муниципального района

      п/п

      Показатель

      Значение показателя

      2007

      год

      2008

      год

      2009

      год

      1

      Количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения

      15,5

      16,5

      16,4

      2

      Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме произведенной продукции по району

      22,3

      20,8

      24,8

      3

      Число субъектов малого предпринимательства

      741

      758

      687

      4

      Доля активного населения, работающего в местной промышленности и малом бизнесе, %

      40,7

      40,8

      36,1

      5

      Доля продукции, ориентированной на внутренний рынок моногорода

      7,2

      5,8

      4,9

      6

      Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей

      1 631,1

      2 026,0

      575,7

      Анализ состояния развития субъектов малого и среднего предпринимательства Саткинского муниципального района в 2008-2009 гг. и оценка спроса на товары, работы и услуги в рамках предлагаемых проектов субъектов малого и среднего предпринимательства

      С учетом опроса, проведенного среди начинающих предпринимателей, при развертывании масштабной программы поддержки малого и среднего предпринимательства была проведена маркетинговая оценка проектов, представленных для реализации субъектами малого и среднего предпринимательства.

      Исследование носило разведочный характер, то есть проводилось с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), в рамках которых ожидается реализация маркетинговой деятельности.

      Наиболее привлекательными выглядят проекты:

      а) в сфере развития туристической деятельности: они наиболее масштабны с точки зрения инвестирования, а также создания временных рабочих мест и соответствуют стратегии развития Саткинского муниципального района. При реализации данных проектов Саткинский район может ожидать не только притока туристов, но и создание новых постоянных рабочих мест.

      б) в развертывании промышленных производств, опирающихся на традиционные горнодобывающие отрасли: линии отгрузки щебня, открытие передвижной дробильно- сортировочной установки. Данные проекты предусматривают также создание достаточного большого объема новых рабочих мест, что особенно привлекательно для решения проблемы занятости при диверсификации экономики района.

      в) в сфере развития логистического комплекса, который позволит развить структуру придорожного сервиса, что благоприятно скажется на развитие туристической индустрии Саткинского муниципального района – одного из приоритетных направлений развития района.

      г) в сфере строительства объектов сельскохозяйственного назначения, среди которых выделяется модульная установка для выращивания осетровых, значительно расширяющая возможности комплекса ООО «Кондрат» (ресторан, форелевое хозяйство в рекреационной зоне «Зюраткуль»).

      Строительство объектов сервиса (автостоянок, автомоечных комплексов, остановочных комплексов и т.д.) не выполняет одного из основных требований комплексного плана – создание максимально возможного количества новых рабочих мест, но обеспечивает самозанятость населения и снижает социальную напряженность, позволяет реализовать предпринимательский потенциал. Данные проекты при своих сильных сторонах имеют единственную опасность при своей реализации – это жесткая конкуренция, поскольку подобных предприятий существует достаточно много.

      Предприятиями розничной и оптовой торговли Саткинский район обеспечен достаточно, однако у предпринимателей есть желание инвестировать собственные средства в реализацию проектов.

       

      Анализ представленных проектов с точки зрения присутствия на рынке и эффективной конкуренции выглядит следующим образом: поскольку в сфере туристической индустрии основные проекты направлены на строительство горнолыжных комплексов, то они столкнутся с конкуренцией во внешней среде - существующими горнолыжными комплексами в горнозаводской зоне Челябинской области. Наиболее конкурентоспособны объекты сельскохозяйственного назначения, так как ни внутри района, ни в пределах Челябинской области нет хозяйств, подобных проекту ООО «Кондрат».

       

      Оценка проектов с позиции соответствия их современным техническим требованиям приоритет несомненно принадлежит гостиничному сервису, так эко- отель «Зюраткуль» пока не имеет аналогов в Челябинской области. Все гостиничные комплексы разнообразны в архитектурной и дизайнерской точки зрения. Объекты промышленного производства предусматривают использование новейших технических установок и оборудования. Этим требованиям отвечают и остальные проекты.

       

      Таким образом, представленные проекты позволяют определить и спрогнозировать приоритетные направления трех порядков:

      Приоритетные направления первой очереди:

      – создание и развитие производственных организаций, расширяющих возможности использования традиционных производств, развитие объектов туристической индустрии, логистического комплекса, предприятий сельскохозяйственной направленности

      Приоритеты второй очереди:

      – создание и развитие существующих объектов сервиса, при условии формирования дополнительных рабочих мест

      Приоритеты третьей очереди:

      – создание и развитие объектов розничной и оптовой торговли

      Долгосрочная программа «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Саткинского муниципального района Челябинской области на 2010-2015 гг» согласована с Министерством экономического развития Челябинской области.

       

       

       SWOT- анализ местной промышленности и малого бизнеса

      Саткинского муниципального района

      Сильные стороны

      Слабые стороны

      1. Увеличение доли продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме произведенной продукции по району

      2. Наличие на территории Саткинского муниципального района возможностей для развития других видов экономической деятельности.

      1. Доминирующую роль в развитии экономики района играют градообразующие предприятия.

      2. Зависимость платежеспособного спроса населения на продукцию местной промышленности и малого бизнеса от стабильной работы градообразующих предприятий.

      3. Недостаточно высокий уровень развития сферы услуг.

      4. Нестабильные показатели работы в сфере строительства.

      Возможности

      Угрозы

      1. Развитие перспективных направлений хозяйственной деятельности, позволяющих диверсифицировать экономику и частично заместить традиционные добывающие и металлургические производства:

      добыча сырья и производства строительных материалов,

      туризм и санаторно-курортное хозяйство,

      развитие придорожного сервиса и транспортно-логистическое обслуживание грузопотоков,

      секторы производства потребительских товаров и оказания услуг.

      И, как следствие, наращивание объемов производства товаров, выполнения работ и оказания услуг.

      2. Реализация муниципальной целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Саткинском муниципальном районе на 2010 год

      3. Реализация программы основных стратегических приоритетов социально-экономического развития потребительского рынка на территории Саткинского муниципального района

      4. Организация предпринимательской деятельности в рамках реализации программ занятости населения.

      1. Обострение конкурентной борьбы, в том числе приход в район крупных торговых сетей, предлагающих товары и сопутствующие услуги по более низким, чем у субъектов малого бизнеса ценам.

      2. Снижение спроса населения на продукцию предприятий местной промышленности и малого бизнеса в результате нестабильной работы градообразующих предприятий района и снижения доходов населения.

      3. Отток населения за пределы района, преимущественно молодых людей в возрасте до 30 лет, что приведет к сокращению экономического потенциала.

       

      Основные риски местной промышленности и малого бизнеса

      Саткинского муниципального района

      Вид риска

      Характеристика риска

      Рыночные риски

      1. Обострение конкурентной борьбы

      2. Нестабильная работа градообразующих предприятий приведет к ликвидации организаций местной промышленности и малого бизнеса

       

      Инфраструктурные риски

      1. Рост тарифов и налогов, ограничение мощностей инфраструктуры и, как следствие, снижение рентабельности вплоть до убыточности

      Социальные риски

      1. Отток квалифицированных кадров за пределы района

      2. Недостаточный объем знаний и идей у населения для открытия собственного дела.

      3. Обострение преступности, объектом деятельности которой становятся организации местной промышленности и малого бизнеса

      Потребительские риски

      1. Снижение платежеспособности населения

       

       

      1. Социальная и техническая инфраструктура

       

      5.1 Здравоохранение

      Численность врачей всех специальностей

      Наименование показателя

      2007 год

      2008 год

      2009 год

      1

      Число врачей всех специальностей, всего человек

      208

      202

      204

      в том числе:

       

       

       

      в муниципальных больничных учреждениях

      180

      177

      175

      в ведомственных больничных учреждениях

      7

      7

      6

      2

      Число врачей на 10 тыс. человек населения

       

       

       

      Саткинский муниципальный район

      23,9

      23,3

      23,5

      3

      Численность среднего медицинского персонала, всего человек

      1 162

      1 117

      1 139

      в том числе:

       

       

       

      в муниципальных больничных учреждениях

      976

      947

      948

      в ведомственных больничных учреждениях

      47

      43

      25

      4

      Численность среднего медицинского персонала на 10 тыс.человек населения

       

       

       

      Саткинский муниципальный район

      133,5

      128,8

      131,1


       

       

        1. Система дошкольного, общего, среднего профессионального и
      высшего образования

      В Саткинском муниципальном районе представлены все звенья системы образования – от дошкольного до высшего. Детских дошкольных учреждений – 38 , из которых шесть – сельских. Обеспеченность детей местами в дошкольных учреждениях составляет 104 человека на 100 мест.

      В системе среднего образования действуют:

      • 22 государственные общеобразовательные дневные школы, из которых 6 основных, 15 средних (полных) школ

      • 1 образовательное учреждение для детей с отклонениями в развитии.

      Средняя наполняемость классов увеличилась с 21,2 в 2008 году до 24,8 в 2009 году, что соответствует Типовому положению об образовательном учреждении.

      Доля учеников, занимающихся во вторую смену значительно сократилась и в 2009-2010 году составляет 9% ( в 2000 г. – 42%)

      Количество педагогов, имеющих высшую и первую квалификационную категорию выросло до 72%. В 2009 году 9 учителей стали Грантополучателями премий Президента РФ и Губернатора Челябинской области.

      Функционирует 5 учреждений дополнительного образования детей: центр «Радуга», центр детского творчества, детский компьютерный центр, дом детского творчества, станция детского и юношеского туризма. При учреждениях дополнительного образования работают 156 объединений различной направленности. Численность детей, занимающихся в системе дополнительного образования, составляет 4300 человек.

      Профессиональное образование осуществляется:

      В 3 учебных заведения начального профессионального обучения, с числом обучающихся 1111 человек.

      В государственных средних специальных учебных заведениях (Саткинский горно-керамический колледж, Саткинское медицинское училище, Саткинский педагогический колледж), насчитывающих 1530 студентов.

      В 4 высших учебных заведениях: филиале Южно-Уральского государственного университета и 3 представительствах: Челябинской государственной академии культуры и искусства, Челябинского государственного университета, Челябинского государственного педагогического университета обучается 2183 студента.

      Система профессионального образования ориентирована на актуальные потребности района в кадрах:

      • профессиональные училища и Саткинский горно-керамический колледж покрывают потребность ведущих промышленных предприятий (ОАО «Комбинат «Магнезит», ООО «Бакальское рудоуправление», ЗАО «Саткинский чугуноплавильный завод») в обеспечении специалистами рабочих специальностей и руководителей начального звена.

      • филиал ЮУрГУ в г. Сатка обеспечивает подготовку инженерно- технических кадров по ведущим специальностям градообразующих предприятий

      В связи с диверсификацией экономики моногорода остро встала проблема подготовки кадров для обеспечения развития альтернативных производств. Это повлекло за собой открытие новых специальностей в учебных заведениях профессионального образования и создания систем непрерывной подготовки кадров в сфере развития индустрии туризма и IT-технологий.

      На настоящее время в Саткинском муниципальном районе создана непрерывная система образования в области туристического сервиса: от создания экологических групп в дошкольных учреждениях, через специализированные классы в образовательных учреждениях общего образования, до получение специальностей (горничная, офис- менеджер и т.д.) в профессиональном училище и высшего образования филиале ЮУрГУ в г. Сатка (экономика в сфере туристической деятельности)

      Существует возможность повышения квалификации по специальностям «Инструктор по туризму», «Гид-экскурсовод», «Горничная», «Официант-бармен», «Менеджер туристических услуг», так по специальности «Инструктор-экскурсовод» сертификаты получили: 2007г. – 43 чел. (III уровень) 2008г. – 25 чел(II уровень) 2009г. – 22 чел. (I уровень), по специальности «Горничная»: 2007г. – 36 чел. 2008г. – 28 чел., по специальности «Бармен-официант»: 2007г. – 50 чел. 2008г. – 26 чел.

      Среди проблем развития системы образования в Саткинском муниципальном районе следует отнести: старение педагогических кадров (50% педагогических работников - старше 50 лет), отток наиболее перспективной молодежи для получения образования в крупные города, отсутствие негосударственных образовательных учреждений.

       

      5.3 Детские оздоровительные учреждения

      В районе функционирует 3 загородных оздоровительных лагеря, на капитальной реконструкции находится четвёртый лагерь – ДОЛ «Барабанщик».

       

      5.4 Учреждения социальной защиты населения:

      • Комплексный центр социального обслуживания населения, в составе которого 2 отделения дневного пребывания и 3 отделения социального обслуживания на дому.

      • Детский дом-школа №1 (г. Бакал)

      • Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних (г. Бакал)

      • Социальный 50-квартирный жилой дом для ветеранов

      5.5 Учреждения культурно-досугового типа:

      На территории Саткинского муниципального района действует 28 массовых библиотек, 5 Дворцов культуры, 18 клубных учреждений, 2 музея, музейно-выставочный зал, 5 школ искусств.

      Однако, в районе отсутствуют современные культурно-досуговые объекты, благоустроенные парки культуры и отдыха, низка посещаемость музеев, материально-техническая база муниципальных учреждений культуры физически и морально устарела, имеются дефицит квалифицированных кадров и недостаточное финансирование учреждений культуры.

      5.6 Физкультурно-спортивные комплексы

      Число спортивных сооружений составляет 217 единиц, в том числе 38 (17,5%) функционируют в сельской местности. Наиболее крупные объекты спорта:

      • Дворец спорта «Магнезит»;

      • Спортивно-оздоровительный комплекс для работников бюджетной сферы;

      • Детский Дворец спорта с воздухоопорным теннисным кортом;

      • Спортивно-тренировочный комплекс «Олимп» с четырьмя полями с искусственным покрытием для игры в мини-футбол;

      • 12 хоккейных площадок;

      • 8 плавательных бассейнов;

      • Стадион «Труд» с легкоатлетической дорожкой

      • Ведётся строительство Ледового дворца в Западном районе Сатки

      К сильным сторонам можно отнести: наличие развитой спортивной инфраструктуры, проведение на территории района международных, всероссийских и областных турниров и соревнований, успешное участие спортсменов района во всероссийских и областных соревнованиях, использование многоканального финансирования и механизма социального партнерства.

      Однако, на территории Саткинского муниципального района нет современных спортивных сооружений для занятия зимними видами спорта.

       

      Состояние инфраструктуры Саткинского муниципального района

      п/п

      Показатель

      Значение показателя

      2007 год

      2008 год

      2009 год

      1

      Доля населения, получавшего в течение отчетного периода коммунальные ресурсы и услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, в общей численности населения Саткинского района, процентов

      0,0

      0,0

      0,0

      2

      Уровень износа коммунальной инфраструктуры, процентов

      60,0

      58,0

      58,0

      3

      Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными, процентов

      1,2

      3,0

      3,1

      4

      Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства, процентов

      21,0

      21,0

      32,0

      5

      Доля протяженности региональных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности региональных дорог, процентов

      15

      15

      15

      6

      Доля протяженности муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности муниципальных дорог, процентов

      57

      57

      57

      7

      Количество зданий учреждений здравоохранения, находящихся в аварийном состоянии или требующих капитального ремонта

      1

      1

      1

      8

      Обеспеченность спортивными залами (тыс. кВ. м. на 10 тыс. населения)

      14 544,0

      14 544,0

      14 544,0

      9

      Обеспеченность плоскостными спортивными сооружениям (тыс. кв. м. на 10 тыс. населения)

      408,0

      408,8

      408,8

      10

      Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги

      101,8

      89,7

      85,1

       

       

       

       

       

       

       

       

      SWOT- анализ инфраструктуры Саткинского муниципального района

      Сильные стороны

      Слабые стороны

      ЖКХ

      1. Разнообразие собственных топливно-энергетических ресурсов – торф, древесина
      2. Потенциал нетрадиционных поверхностных и подземных вод для стабильного обеспечения населения питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве.
      3. Произведена передача собственности с уровня муниципального района на уровень сельских поселений
      4. Высокий квалифицированный уровень специалистов, работающих в сфере ЖКХ
      6. Подготовка кадров высшего и специального образования осуществляется на региональном уровне
      7.Жилищно-коммунальная сфера является привлекательной для частного бизнеса.
      1. Высокая доля ветхого и аварийного жилья.
      2. Высокая степень физического износа коммунальной инфраструктуры, ее низкий технический уровень, низкий КПД.
      3. Высокая доля затрат на оплату услуг естественных монополий в тарифе на тепло, водоснабжение и водоотведение.
      4. Наличие свободных мощностей энергопроизводящих компаний не загружается в достаточной степени объектами инфраструктуры
      5. Высокая зависимость предприятий, производящих тепловую энергию от дальнепривозных дорогостоящих углеводородов - мазута, дизельного топлива и угля, а также высокие транспортные тарифы по их доставке в район.
      6. Низкая платежеспособность населения
      7. Отсутствие инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство.
      8. Низкий уровень развития производственной инфраструктуры (коммуникации) по обеспечению населения услугами по водоснабжению и водоотведению.
      9. Низкий уровень активности собственников жилья.
      10. Нехватка квалифицированных кадров, работающих в сфере ЖКХ в районах сельской местности района.

      Социальная защита населения

      1. Сформированная система деятельности и высокая организация работы органов и учреждений социальной защиты населения

      Недостаточное финансирование для решения некоторых полномочий, переданных органам местного самоуправления.

      Образование

      1. Наличие всех основных звеньев системы образования в районе, как основа для создания системы непрерывного образования.
      2. Наличие квалифицированных педагогических кадров
      3. Высокий охват детей дошкольным (96,5%) и дополнительным образованием (92%)
      4. Наличие ресурсных центров для подготовки и переквалификации востребованных кадров для экономики района
      5. Высокий уровень информационной культуры учащихся.
      1. Старение педагогических кадров.
      2. Отсутствие обновления материально-технической базы для обучения.
      3. Низкий технический уровень обеспечения лабораторного оборудования
      4. 75% объектов образовательных учреждений не соответствуют современным требованиям технической безопасности.

      Здравоохранение

      1. Использование современных технологий
      2. Востребованная система качественных платных услуг
      1. Высокий уровень заболеваемости населения, в том числе социально-значимыми болезнями
      2. Дефицит узких специалистов и врачебных кадров в поликлиниках и стационарах, старение кадров
      3. Нехватка специалистов среди врачей, ставки которых замещены фельдшерами.

      Культура

      1. Наличие доступной (по пропускной способности и стоимости) сети учреждений культуры
      2. Наличие на территории района объектов историко-культурного наследия, центров национальных культур и коллективов художественной самодеятельности
      3. Сильные творческие коллективы
      1. Недостаточность бюджетного финансирования.
      2. Слабая материально-техническая база
      3. Малый приток молодых специалистов
      4. Обветшалость зданий и сооружений
      5. Низкий уровень обеспечения безопасности учреждений культуры.

      Физическая культура

      1. Развитая спортивная инфраструктура
      2. Проведение на территории района международных, всероссийских и областных турниров и соревнований
      3. Успешное участие спортсменов района во всероссийских и областных соревнованиях
      1. Спорт в основном развит в городе Сатка
      2. Отсутствие современных спортивных сооружений для занятия зимними видами спорта.
      3. Дефицит спортивных врачей, тренерско-преподавательского состава по месту жительства.

      Возможности

      Угрозы

      1. Высокое качество предоставления государственных услуг в области социальной защиты населения.
      2. Установление экономически обоснованных тарифов на тепловую энергию.
      3. Включение в тарифы инвестиционной составляющей.
      4. Установка приборов учета потребления горячей и холодной воды.
      5. Активизация инициативы собственников жилых помещений к созданию ТСЖ
      6. Использование энергосберегающих технологий при условии возможности привлечения инвестиций в сферу ЖКХ
      7. Внедрение инновационных технологий в сферу культуры
      8. Расширение объемов платных услуг населению в сфере культуры
      9. Переход муниципальных образовательных учреждений в автономные учреждения.
      1. Неполное удовлетворение потребностей населения в оказании социальных услуг.
      2. Снижение уровня платежной дисциплины граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг.
      3. Уход предприятий частного бизнеса из системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства.
      4. Прямая зависимость роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства от стоимости транспортных расходов
      5. Низкий уровень вложений инвестиций в жилищно-коммунальную сферу
      6. Высокий уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры.
      7. Угроза влияния техногенных факторов на функционирование объектов инфраструктуры ЖКХ.
      8. Отсутствие притока квалифицированных кадров в систему образования

       

       

      Основные риски объектов инфраструктуры

      Саткинского муниципального района

      Вид риска

      Характеристика риска

      Инфраструктурные риски

      1. Высокий износ объектов инфраструктуры

      2. Износ материально-технической базы учреждений жилищно-коммунального хозяйства, культуры, образования и здравоохранения.

      3. Недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистический комплекс) сдерживает развитие других отраслей экономики (туризм, транспорт, связь, бытовое обслуживание населения).

      Финансовые риски

      1. Недостаток бюджетных средств на финансирование объектов инфраструктуры.
      2. Рост задолженности населения и предприятий (неплатежи) за использование инфраструктуры

      Кадровые риски

      1. Старение кадров.
      3. Дефицит квалифицированных кадров
      2. Отток молодежи, высококвалифицированных специалистов за пределы района

      Социальные риски

      1. Сокращение численности постоянного населения
      2. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы.
      3. Снижение уровня заработной платы

      4. Увеличение количества граждан и семей, находящейся в трудной жизненной ситуации

      5. Рост семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении

      6. Рост семей и детей группы риска

      7. Увеличение количества подростковой преступности

       

       

      1. Диагностика бюджетной обеспеченности

       

      Состояние консолидированного бюджета Саткинского муниципального района

       

       

      Наименование показателя

       

       

      Значение показателя

      2007 год

      2008 год

      2009 год

      1

      Общий объем доходов консолидированного бюджета Саткинского муниципального района- всего,

      тыс. рублей

      в том числе:

      1 372 011

      1 747 641

      1 427 163

      Налоговые и неналоговые доходы

      479 981,0

      539 411,0

      504 703,0

      2

      Общий объем расходов консолидированного бюджета Саткинского муниципального района – всего, тыс.руб.

       

      1 263 397,7

      1 833 326,3

      1 500 521,0

      3

      Профицит (+), дефицит (-)

      108 613,4

      -85 685

      - 74 363,0

       

       

       

       

      SWOT-анализ состояния органов местного самоуправления

      (консолидированный бюджет Саткинского муниципального района)

      Сильные стороны

      Слабые стороны

      1. Отсутствие задолженности по налоговым и неналоговым доходам по бюджетообразующим предприятиям

      1. Наличие задолженности по платежам в консолидированный бюджет

      2. Отсутствие задолженности по выплате заработной платы и оплате ТЭР

      2. Зависимость доходной части бюджета от деятельности градообразующих предприятий

      3. Реализация социальной политики поддержки социально незащищенных слоев населения

      3. Зависимость местного бюджета от регионального бюджета

      4. Четкая регламентация деятельности органов казначейского исполнения бюджета

      4. Возможность появления кредиторской задолженности по принятым бюджетным обязательствам

      5. Принятие консолидированного бюджета Саткинского муниципального района на 2010 год с дефицитом

      Возможности

      Угрозы

      1. Расширение масштабов деятельности предприятий, улучшения хозяйственного климата и привлечения в район инвесторов.
      Повышение эффективности использования муниципального имущества

      1. Снижение доли собственных доходов в общем объеме доходов

      2. Привлечение резервов по собственным доходам в краткосрочной и долгосрочной перспективе

      2.Ликвидация и реорганизация предприятий и организаций (в филиалы и структурные подразделения)

      3. Ужесточение контроля по сбору налогов и адресная работа с неплательщиками

      3. Снижение платежеспособности физических и юридических лиц

      4.Снижение показателей работы предприятий в связи с неблагоприятным воздействием внешних условий

      5. Отсутствие источников для возврата кредита, полученного в 2009 году из регионального бюджета

       

      Основные риски органов местного самоуправления

      Вид риска

      Характеристика риска

      1. Риски волатильности собираемости налогов

      1.Прямая зависимость от финансового состояния градообразующих предприятий. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и ухудшении их платежеспособности снизится поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет, который на 37 процентов зависит от данных предприятий

      2. Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы на предприятиях и организациях снизится поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составляет 54 процента.

      2. Кредитный риск

      Невозможность возврата бюджетного кредита полученного в 2009 году из регионального бюджета

       

       

      1. Сводная таблица рисков по элементам моногородов Саткинского муниципального района

      Элементы моногорода

      Вид риска

      Характеристика риска

      Население

      Риски миграции трудовой силы

      Отток кадров, прежде всего молодежи в возрасте до 30 лет, имеющих высшее профессиональное образование и высококвалифицированных работников, в крупные города. Таким образом, произойдет не только уменьшение численности трудоспособного населения, а значительное сокращение экономического потенциала, что повлечет за собой превращение монопрофильных территорий в поселения пенсионеров.

      Риски платежеспособности населения

      1. Сокращение внешнего спроса на продукцию градообразующих предприятий района и, как следствие, снижение заработной платы и высвобождения работников, что может привести к росту уровня безработицы.

      2. Снижение налоговых поступлений

      3. Снижение спроса на услуги малого и среднего бизнеса

      4. Снижение уровня платежей населения за услуги объектов инфраструктуры.

       

      Риски снижения качества жизни, человеческого капитала моногорода

      1. Сокращение численности постоянного населения
      2. Преобладание числа умерших над родившимися.
      3. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы.
      4. Снижение уровня среднемесячной заработной платы в районе
      5. Отсутствие современных культурно-досуговых объектов, благоустроенных парков культуры и отдыха.

      Градообразующие предприятия

      Инфраструктурные риски

      1. Неудовлетворительное техническое состояние объектов инфраструктуры (дороги, мосты, трубопроводы, ЛЭП) сдерживает уровень диверсификации производства.

      2. Недостаточно развитая система транспортных коммуникаций приводит к увеличению себестоимости продукции градообразующих предприятий.

      Технологические риски

      1. Уровень износа основных средств.

      2. Высокая энергоемкость производства.

      3. Ужесточение технических требований в связи с экологическими и прочими нормами.

      Кадровые риски

      1. Отток квалифицированных специалистов за пределы района.

      2. Снижение уровня жизни работников вследствие оптимизации заработной платы.

      3. Старение кадров.

      Потребительские риски

      1. Снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий.

      2. Отток постоянных потребителей продукции к конкурентам из-за изменения потребительских предпочтений, несоблюдения сроков поставки, снижения качества продукции.

      Продуктовые риски

      1. Снижение платежеспособного спроса основных потребителей продукции.

      2. Снижение качества выпускаемой продукции в результате мер, направленных на снижение себестоимости.

      3. Недостаточный ассортимент выпускаемой продукции

      4. Наличие слабой диверсификации производства не позволяет сохранить уровень продаж за счёт использования других рыночных сегментов.

      Риски собственников

      1. Смена собственников в результате потенциального банкротства может привести к остановке производственной деятельности предприятий

      Местная промышленность и малый бизнес

      Рыночные риски

      1. Обострение конкурентной борьбы

      2. Нестабильная работа градообразующих предприятий приведет к ликвидации организаций местной промышленности и малого бизнеса

      Инфраструктурные риски

      1. Рост тарифов и налогов, ограничение мощностей инфраструктуры и, как следствие, снижение рентабельности вплоть до убыточности

      Социальные риски

      1. Отток квалифицированных кадров за пределы района

      2. Недостаточный объем знаний и идей у населения для открытия собственного дела.

      3. Обострение преступности, объектом деятельности которой становятся организации местной промышленности и малого бизнеса

      Потребительские риски

      1. Снижение платежеспособности населения

      Инфраструктура

      Инфраструктурные риски

      1. Высокий износ объектов инфраструктуры

      2. Износ материально-технической базы учреждений жилищно-коммунального хозяйства, культуры, образования и здравоохранения.

      3. Недостаточное развитие инфраструктуры (транспортно-логистический комплекс) сдерживает развитие других отраслей экономики (туризм, транспорт, связь, бытовое обслуживание населения).

      Финансовые риски

      1. Недостаток бюджетных средств на финансирование объектов инфраструктуры.
      2. Рост задолженности населения и предприятий (неплатежи) за использование инфраструктуры

      Кадровые риски

      1. Старение кадров.
      3. Дефицит квалифицированных кадров
      2. Отток молодежи, высококвалифицированных специалистов за пределы района

      Социальные риски

      1. Сокращение численности постоянного населения
      2. Увеличение числа безработных граждан и уровня безработицы.
      3. Снижение уровня заработной платы

      4. Увеличение количества граждан и семей, находящейся в трудной жизненной ситуации

      5. Рост семей и детей, оказавшихся в социально-опасном положении

      6. Рост семей и детей группы риска

      7. Увеличение количества подростковой преступности

      Органы местного самоуправления

      Риски волатильности собираемости налогов

      1.Прямая зависимость от финансового состояния градообразующих предприятий. При ухудшении финансово-экономического состояния градообразующих предприятий и ухудшении их платежеспособности снизится поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет, который на 37 процентов зависит от данных предприятий

      2. Снижение уровня заработной платы. При снижении уровня заработной платы на предприятиях и организациях снизится поступление налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет, доля которого в собственных доходах бюджета составляет 54 процента.

      Кредитный риск

      Невозможность возврата бюджетного кредита полученного в 2009 году из регионального бюджета

       

       

       

       

       

       

       

       

      Схема декомпозиции

      финансовых потоков Саткинского муниципального района

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      основной входящий финансовый поток для контрагента
      основной исходящий финансовый поток для контрагента

       

       

       

      8. Анализ ситуации развития экономики в Саткинском муниципальном районе на 2010-2012 гг.

       

      Негативный сценарий развития экономической ситуации в 2010-2012 гг. может произойти в случае отказа от реализации мероприятий, указанных в Комплексном социально-экономическом плане развития моногорода Сатки Саткинского муниципального района.

      Мероприятия, указанные в плане, были заранее разработаны соответствующими подразделениями Администрации Саткинского муниципального района и сведены в единую комплексную программу в начале 2010 года.

      Потенциал Саткинского района высок, но необходимо создавать условия, без которых местная экономика может попасть в тяжелую критическую ситуацию, не способствующую дальнейшему развитию района.

      На основании данных статистики уже сейчас можно сделать следующие негативные выводы развития ситуации в 2010-2012 гг:

      • снижение рождаемости и увеличение смертности, значительное ухудшение здоровья населения, что ведет к нарушению демографического равновесия в районе,

      • рост миграционной убыли,

      • снижения численности занятого населения в экономике района,

      • увеличение уровня безработицы до 7% к 2012 году,

      • отсутствие системы вложения финансовых средств в капитальный ремонт жилья может привести к высокой степени износа жилых домов,

      • экономическое развитие Саткинского района будет зависеть от благополучного состояния градообразующих предприятий, работающих на рынке черной и цветной металлургии. Закрытие градообразующих предприятий или резкое снижение объемов продукции приведет к резкому сокращению численности рабочих.

      • Не удаться избежать техногенной катастрофы при прорыве плотины ГТС Саткинского городского пруда.

      В Стратегии-2020, с учётом стратегий градообразующих предприятий и потребностей жителей района, был сформулирован новый сценарий развития экономики – «мягкая диверсификация», который предполагает сохранение существующих на территории района базовых производств – по добыче и переработке металлургического сырья, с постепенным увеличением доли средних и малых предприятий в новых отраслях материального производства и сфере услуг. Данный сценарий нашел отражение в Комплексном социально-экономическом плане развития моногородов Саткинского муниципального района.

       

       

      II. Основные цели и задачи программы

       

      Основными «узкими» местами для расширенного воспроизводства моногородов Саткинского муниципального района являются:

      1. по элементу моногорода «Население»:

        • наличие оттока населения за пределы района

        • увеличение уровня безработицы граждан

        • наличие недостаточных условий для стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения.

      2. по элементу моногорода «Градообразующие предприятия»:

      • снижение спроса на продукцию градообразующих предприятий

      • недостаточный ассортимент выпускаемой продукции

      • энергозатратность производства

      1. по элементу моногорода «Местная промышленность и малый бизнес»:

      • обострение конкурентной борьбы,

      • ограничение мощностей инфраструктуры,

      • снижение платежеспособности населения в результате нестабильной работы градообразующих предприятий.

      1. по элементу моногорода «Инфраструктура»:

      • значительный физический и моральный износ объектов инфраструктуры.

      Поэтому основные задачи Комплексного социально-экономического плана развития моногорода Сатки Саткинского муниципального района должны быть направлены на устранение вышеперечисленных «узких» мест для воспроизводства моногородов Саткинского муниципального района, что в дальнейшем должно привести:

      • к созданию дополнительного количества новых рабочих мест за счет развития индустрии туризма, развития малого и среднего предпринимательства, в том числе развитие транспортно-логистического комплекса на территории Саткинского муниципального района, за счет реализации программ по стабилизации ситуации на рынке труда,

      • к повышению финансовой устойчивости градообразующих предприятий,

      • к обеспечению всех категорий потребителей в районе надежной качественной инфраструктурой и созданию комфортных условий проживания для населения,

      • к созданию условий для стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Саткинского муниципального района.

       

      Проведя анализ рисков основных элементов моногородов Саткинского муниципального района можно определить главную цель – улучшение качества жизни всех слоев населения района, обеспечение устойчивого развития в условиях реализации стратегических направлений развития района, что будет способствовать достижению главной цели Стратегического плана развития Саткинского муниципального района до 2020 года – стабильное улучшение жизни всех слоев населения района.

       

       

       

       

       

       

       

      Схема системы целей Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      Главная цель Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района «Обеспечение устойчивого развития района в условиях преодоления кризисных явлений и обеспечение реализации стратегических направлений развития района» планируется достигать путем:

      1. Укрепление финансовой устойчивости градообразующих предприятий Саткинского муниципального района

      2. Диверсификация экономики и формирование более сбалансированной структуры экономики

      3. Создание условий для развития современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса на территории Саткинского муниципального района

      4. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства в Саткинском муниципальном районе

      5. Обеспечение всех категорий потребителей в районе надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания для населения»

      6. Создание условий для стабильного улучшения качества жизни всех слоев населения Саткинского муниципального района, в том числе сохранение занятости населения района.

      Основным критерием выбора вышеуказанных путей достижения главной цели являются основные цели по реализации Стратегического плана развития Саткинского муниципального района до 2020 года, основные из которых:

      1) диверсификация экономики и формирование более сбалансированной структуры экономики (отраслевой и территориальной),

      2) формирование благоприятного инвестиционного климата и увеличение на основе этого объемов привлекаемых капиталов,

      3) снижение негативного влияния высокой техногенной и антропогенной нагрузки на окружающую среду,

      4) формирование потребности и создание условий для здорового образа жизни,

      5) обеспечение доступности качественного образования и удовлетворение потребности района в квалифицированных кадрах,

      6) обеспечение всех категорий потребителей в районе надежной качественной инфраструктурой и создание комфортных условий проживания для населения,

      7) поддержка и формирование благоприятных условий для развития предпринимательства,

      8) увеличение доходов местного бюджета и повышение эффективности их использования.

       

       

       

      III. Сроки и этапы реализации Программы

       

      8. Реализация Программы рассчитана на 2010 год.

       

       

       

      IV. Система программных мероприятий

       

      9.В Программе предусматривается реализация мероприятий по направлениям:

      1. разработка Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

      В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:

      - организация и проведение семинаров, "круглых столов", совещаний по подготовке и

      разработке:

      • комплексного плана развития моногородов,

      • паспорта моногорода,

      • баланса трудовых ресурсов Саткинского муниципального района,

      • целевых показателей комплексного плана развития моногородов,

      • динамики высвобождения и создания новых рабочих мест,

      • расчета сальдо и капитала моногорода,

      • инвестиционных программ, направленных на диверсификацию экономики.

       

      1. предоставление на совещания рабочей группы в органы исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

      В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:

      - тиражирование раздаточного материала, создание слайдов, фильмов, презентаций, приобретение канцелярских товаров, командировочные расходы, транспортные расходы

      - приобретение оргтехники

       

      1. предоставление на согласование в органы исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта и мероприятий комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района

      В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:

      • тиражирование и изготовление раздаточного материала, создание слайдов, фильмов, презентаций, приобретение канцелярских товаров, командировочные расходы, транспортные расходы

       

      1. организация повышения квалификации кадров, специализирующихся в сфере экономики

      В рамках данного направления предусмотрены следующие мероприятия:

      • предусматривает расходы по аренде помещений, оплате услуг преподавателей и специалистов, транспортному обслуживанию

      Система основных мероприятий Программы и объем финансирования представлены в приложении № 1.

       

      V. Ресурсное обеспечение программы

       

      10.  Источником финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета Саткинского муниципального района. Общий объем финансирования Программы на 2010 год составляет 700,0 тыс. рублей в ценах 2010 года (таблица 1).

      11.  На реализацию мероприятий Программы могут быть привлечены средства областного бюджета, бюджеты поселений и внебюджетные средств, в порядке определенном законодательством Российской Федерации.

      таблица 1

      № п/п
       
      Направление мероприятия

       

      Объем финансирования, тыс. рублей

      2010 год

      Всего

      1

      2

      3

      4

      1

      разработка Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

       

      0,0

      0,0

      2

      предоставление на совещания рабочей группы в органы исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

       

      200,0

      200,0

      3

      предоставление на согласование в органы исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта и мероприятий комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района

       

      110,0

      110,0

      4

      организация повышения квалификации кадров, специализирующихся в сфере экономики

       

      40,0

      40,0

       

      Всего

      350,0

      350,0

       

      * - Объемы финансирования Программы могут корректироваться с учетом возможностей бюджета Саткинского муниципального района на соответствующий год.

       

      VI. Организация управления и механизм реализации программы

      16.Комитет экономики Администрации Саткинского муниципального района (далее - Комитет экономики), осуществляет управление реализацией Программы, несет ответственность за своевременное и качественное выполнение мероприятий Программы, целевое и эффективное использование средств бюджета, выделяемых на ее реализацию.

      17. При необходимости внесения изменений и дополнений в Программу Комитет экономики организует работу в порядке, установленном действующим законодательством, ежегодно готовит бюджетную заявку на финансирование Программы из средств местного бюджета на очередной финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям.

      18. Общий контроль за исполнением Программы осуществляет Глава Саткинского муниципального района.

      19.  Комитет экономики:

      – в срок до 1 февраля 2011 года готовит информацию об исполнении Программы и эффективности использования финансовых средств для представления в Финансовое управление администрации Саткинского муниципального района;

      20. Комитет экономики организует размещение в сети "Интернет" информации о ходе реализации Программы, объемах финансирования, результатах выполнения программных мероприятий.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      VII. Ожидаемые результаты реализации программы

       

      21.  В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели:

      Наименование показателя

      2010 год

       

      согласование показателей и мероприятий КИП с органами исполнительной власти РФ и Челябинской области

       

       

      да

      рассмотрение вопроса целесообразности разработки КИП на публичных слушаниях

       

      да

      количество сотрудников, прошедших квалификацию, специализирующихся в сфере экономики , человек

      2

       

       

       

       

      Оценка эффективности использования средств бюджета Саткинского муниципального района будет проведена в соответствии с приложением № 1 к Порядку «Об утверждении порядка разработки, утверждения, реализации муниципальных целевых программ и контроля за их исполнением».

       

       

       

       

       

       

      Приложение 1

      к муниципальной целевой Программе

      «Реализация Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района»

       

      СИСТЕМА

      ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ

       

      НА 2010 год

      № п/п

      Наименование мероприятий

      Исполнители

      Срок
      исполнения

      Объем финансирования,
      тыс. рублей

       

       

      1

      2

      3

      4

      5

      1.     Разработка Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

       

      1

      организация и проведение семинаров, "круглых столов", совещаний по подготовке и разработке:

      • комплексного плана развития моногородов,

      • паспорта моногорода,

      • баланса трудовых ресурсов Саткинского муниципального района,

      • целевых показателей комплексного плана развития моногородов,

      • динамики высвобождения и создания новых рабочих мест,

      • расчета сальдо и капитала моногорода,

      • инвестиционных программ, направленных на диверсификацию экономики.

       

      Администрация Саткинского муниципаль

      ного района

      2010 г

      0,0

      2. Предоставление на совещания рабочей группы в органах исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта Комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района на 2010-2015 гг.

       

      2.1

      тиражирование и изготовление раздаточного материала, создание слайдов, фильмов, презентаций, приобретение канцелярских товаров, командировочные расходы, транспортные расходы

       

      Администрация Саткинского муниципаль

      ного района

      2010 г

      120,0

      2.2

      приобретение оргтехники

       

      Администрация Саткинского муниципаль

      ного района

      2010 г

      80,0

      3. Предоставление на согласование в органах исполнительной власти Российской Федерации и Челябинской области проекта и мероприятий комплексного социально-экономического плана развития моногородов Саткинского муниципального района

       

      3.1

      тиражирование и изготовление раздаточного материала, создание слайдов, фильмов, презентаций, приобретение канцелярских товаров, командировочные расходы, транспортные расходы

       

      Администрация Саткинского муниципаль

      ного района

      2010 г.

      110,0

      4. Организация повышения квалификации кадров, специализирующихся в сфере экономики

       

       

      предусматривает расходы по аренде помещений, оплате услуг преподавателей и специалистов, транспортные расходы

       

      Администрация Саткинского муниципаль

      ного района

      2010 г.

      40,0

       

      Итого по программе, тыс. рублей

       

       

      350,0

       

       

       

       

      Номер акта: 
      957
      Дата принятия: 
      15.06.2010
      29 Августа 2011 - 16:18
      cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china cheap nba jerseys from china wholesale nba jerseys from china discount nba jerseys from china