Жалобы на всё

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?



Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






Создано: 12 Декабря 2012 - 13:44

Пушкин - наш современник

Генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы Екатерина Гениева в рамках Форума развития культурных инициатив «Мир без границ» прочла лекцию «Последняя трагедия Пушкина» для преподавателей, студентов и школьников Саткинского района.

«Пушкин на самом деле наш с вами современник, – убеждена Екатерина Гениева. – Современник в том смысле, что он – образованный человек либеральных взглядов, которого политическая ситуация никогда не выпускала за пределы его родины. Это один из ярчайших парадоксов жизни поэта».

«Все обстоятельства жизни Пушкина, происхождение, блестящее знание французского языка, острое природное любопытство, интерес к культурам разных стран – казалось бы, всё предвещало ему полнокровную жизнь и открывало различные географические горизонты. Однако все ездили, а он сидел в ссылках. Сначала на юге России, затем в родовом поместье Михайловское, потом была золотая клетка в поднадзорном Петербурге, дарованная новым императором Александром I, вслед за тем женитьба и бремя многочисленного семейства, новых обязательств, новых бесчисленных финансовых долгов. И, наконец, ранняя смерть в расцвете творческих возможностей. По сию пору остающейся на самом деле загадкой. Что было причиной такой судьбы? Вольнодумие, непростые отношения с царём, дворцовые сплетни и интриги, которые могли и привели к такому концу»? – задаётся вопросом лектор. И предполагает: «Одна из логических версий смерти поэта – это желание собственной гибели, потому что Пушкин достиг предела жизни, в темнице-государстве и семейной жизни. И предпочёл разом решить все те проблемы, спланировав свою собственную дуэль».

По мысли лектора, к трагедии неизменно вело то, что «он наслаждался своим талантом и возможностью творить. Жизнь в литературе и литературой становилась основой существования поэта, которой, в конечном счёте, подчинилась жизнь светская. В реальной светской жизни – пустой и прагматичной – Пушкина ждали лишь интриги, зависть и карьерные интересы. В литературе же было всё то, чего недоставало в этой реальной жизни: идеалы, общение, перевоплощения, интенсивная самореализация в тысячах художественных лиц».

«Середина 30-х годов окончательно выявила все грани таланта Пушкина. Он был признан обществом как первый поэт России. Он возвёл русскую словесность в ряд ведущих европейских литератур. Он сполна насладился игрой на всех доступных своему искусству инструментах: достиг вершин в поэзии и в прозе, попробовал себя в самых различных жанрах, побывал сказочником, романтиком и реалистом, обозначил горизонты развития новых литературных течений – словом, прожил тысячи литературных жизней и литературных воплощений, а сама литература превратилась для него в мощнейший наркотик. Но порабощение литературой – это тоже несвобода. – высказала гипотезу Екатерина Гениева. – Неуправляемая стихия вымышленной жизни, магия слова способна заворожить, как древнегреческая сирена, убаюкать и завлечь в бездны. Такое нередко случалось с поэтами и писателями всех эпох. Ещё Платон, хорошо понимавший разрушительную силу искусства, противостоящую трезвому рассудку жизни, призывал изгнать поэтов из государства. Мы знаем, в какие дебри завела литература Гоголя и многих иных писателей. На протяжении веков желанию поэтов полностью раствориться в литературе сопутствовало столь же мощное желание освободиться от неё».

И далее, по мнению автора лекции, последовало осознание «невсамделишности», фальшивости литературы, ослабевший интерес к поэзии, который уже стал очевиден к концу написания «Евгения Онегина», бегство в прозу, облегчение образности произведений, потеря интереса к вымыслу, сменившаяся в нём стойкой приверженностью фактам реальной истории («История Пугачёва»).

«Эта усталость Протея, натешившегося «игрой в бисер», могла быть расценена профанами, окружающими его, как оскудение таланта. Не лучше было бы уйти со сцены на самом взлёте, оставив книгу навсегда открытой, заставляя потомков, нас с вами, мучиться вечной загадкой о неведомых шедеврах, которые он, Александр Сергеевич Пушкин, мог ещё создать?»

Екатерина Юрьевна Гениева – генеральный директор Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. И. Рудомино, одна из инициаторов форума «Мир без границ», доктор педагогических наук, кандидат филологических наук.

Выпускница филологического факультета МГУ (1968), в 2006 году защитила докторскую диссертацию на тему «Библиотека как центр межкультурных коммуникаций». Специалист по английской прозе XIX-XX веков. Автор статей и комментариев, посвящённых творчеству Чарльза Диккенса, Джейн Остин, Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф, Сьюзен Хилл и других авторов. Член редколлегий журналов «Иностранная литература» и «Знамя».

12 Декабря 2012 - 13:44