Жалобы на всё

Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?



Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!






Создано: 29 Августа 2011 - 16:12

Об утверждении муниципальной целевой программы "Развитие системы сбора и утилизации отходов в Саткинском муниципальном районе на период 2009-2012 гг.

 

 

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

 

от 29.10.2008г. 456/44

г. Сатка

 

«Об утверждении муниципальной
целевой Программы
«Развитие системы сбора и утилизации отходов
в Саткинском муниципальном районе
на период 2009-2012гг.».

 

 

Заслушав и обсудив информацию о муниципальной целевой Программе «Развитие системы сбора и утилизации отходов в Саткинском муниципальном районе на период 2009-2012гг.»

 

 

СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ САТКИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕШАЕТ:

 

 

  1. Утвердить муниципальную целевую Программу «Развитие системы сбора и утилизации отходов в Саткинском муниципальном районе на период 2009-2012гг.».

  2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на комиссию по жилищно-коммунальным вопросам (председатель Аверичев А.Н.).

 

 

 

Глава

Саткинского муниципального района В.И. Хлыста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УПРАВЛЕНИЕ

строительства и архитектуры

администрации

Саткинского муниципального района

Челябинской области

 

 

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

 

«РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ СБОРА

И УТИЛИЗАЦИИ ОТХОДОВ

в Саткинском муниципальном районе

на 2009-2012 годы»

 

 

 

 

 

 

г. Сатка, Челябинская область

2008 год

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ

ЦЕЛЕВОЙ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование программы

 

Развитие системы сбора и утилизации отходов в Саткинском муниципальном районе на 2009-2012 годы.

 

Нормативно-правовая база программы

Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Постановление Правительства Челябинской области
от 23 марта 2007 г. N 61-П «О Концепции обращения с твердыми коммунальными отходами в Челябинской области на 2007 - 2010 годы»;

План стратегического развития Саткинского муниципального района до 2020 года;

Устав Саткинского муниципального района

Статус программы

Целевая муниципальная

 

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

Распоряжение Главы Саткинского муниципального района «О создании рабочей группы по разработке муниципальной целевой программы «Развитие системы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов в Саткинском муниципальном районе на 2009-2012гг.» от _____2008г. №___

 

Решение Собрания депутатов Саткинского муниципального района «Об утверждении муниципальной целевой программы «Развитие системы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов в Саткинском муниципальном районе на 2009-2012гг.» от _____2008г. №___

 

Муниципальный заказчик

Управление строительства и архитектуры

администрации Саткинского муниципального района

 

Основные разработчики программы:

 

Отдел по охране окружающей среды Управления строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района

 

Цели программы:

 

  1. Улучшение экологической и санитарной обстановки в районе, снижение уровня загрязнения окружающей среды, улучшение санитарного состояния населенных пунктов района, формирование экологически привлекательного имиджа района для комфортного проживания населения и развития туризма;

  2. Создание на территории Саткинского района комплексной, самоокупаемой, эффективной и инвестпривлекательной системы управления коммунальными отходами.

 

Задачи программы:

 

  1. Создание эффективной системы управления твердыми коммунальными отходами;

  2. Создание эффективного правового поля, необходимого для реализации проекта комплексной системы управления отходами;

  3. Обеспечение безопасной эксплуатации действующего полигона ТКО г. Сатка в соответствии с нормативными требованиями;

  4. Разработка и утверждение генеральной схемы очистки территории населенных пунктов Саткинского муниципальнгго района;

  5. Проведение инвентаризации мест санкционированного и несанкционированного размещения отходов на территории Саткинского района и определение их влияния на объекты окружающей среды;

  6. Предотвращение появления новых несанкционированных мест размещения отходов;

  7. Формирование у населения культуры цивилизованного обращения с отходами;

  8. Улучшение качества предоставляемых услуг по сбору и вывозу отходов.

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели с разбивкой по годам:

 

Важнейшие целевые индикаторы и показатели на 2009г.

 

  1. Ввод полигона ТКО в г. Сатка в эксплуатацию за счет

  • ОБ – 100%,

  • МБ и внебюджетных источников – 90,4%,

  • ДД – 10,6%.

 

  1. Разработка Генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов за счет

  • бюджетов поселений – 100%,

  • МБ – 9,6%,

  • ДД – 14,9%.

 

  1. Снижение выбросов ЗВ в атмосферный воздух от биологического распада отходов и возгорания на 10тн/год за счет

  • ДД – 63,8%.

 

  1. Снижение уровня загрязнения подземных вод и почвы в районе мест складирования ТКО (г. Бакал, пос. Межевой, пос. Сулея) по н/прод. до 5ПДК, по тяжелым металлам до 20ПДК за счет

  • ДД – 63,8%.

 

  1. Ликвидация основных несанкционированных свалок в поселениях 5 га/год за счет средств

  • бюджетов поселений – 100%.

 

  1. Усиление контроля и штрафных санкций со стороны отдела по охране окружающей среды за несанкционированное размещение отходов в районе: проведение 100 проверок в год, взыскание административных штрафов 200 тыс.руб. в год, предъявление исков возмещение вреда окружающей среде 1 000 тыс.руб. в год за счет

  • ДД – 10,6%.

 

  1. Информирование населения по вопросам цивилизованного обращения с отходами:

  • информация через СМИ – ежемесячно,

  • публичное обсуждение вопросов – ежеквартально.

 

Целевые индикаторы и показатели на 2010-2012гг. будут разработаны и введены после выполнения 1 этапа реализации программы (после разработки генеральной схемы очистки населенных пунктов).

 

Сроки и этапы реализации программы:

 

2009-2012гг., в том числе

  • 1 этап – 2009г.;

  • 2 этап – 2010-2012гг.

 

Перечень программных мероприятий:

 

    1. Разработка и утверждение инвестиционного проекта построения комплексной системы управления коммунальными отходами на территории Саткинского муниципального района (генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов).

    2. Создание эффективного правового поля, необходимого для реализации проекта комплексной системы управления отходами.

    3. Определение рынка сбыта вторичных материальных ресурсов. Изучение опыта других муниципальных образований.

    4. Поэтапное создание рациональной комплексной системы управления коммунальными отходами на территории района.

    5. Организация сети предприятий на территории района, перерабатывающих вторичное сырье и «хвосты».

    6. Разработка плана мероприятий информирования населения о целях и задачах проводимой работы и материалов по пропаганде цивилизованного обращения с отходами в школах, детсадах, ВУЗах, среди предприятий ЖКХ и других предприятий. Реализация плана мероприятий по информированию населения.

    7. Оформление документов на землю и окончание строительства полигона ТКО г. Сатка.

    8. На период разработки и внедрения инвестиционного проекта организация работ на существующих местах размещения отходов в районе.

    9. Рекультивация существующих мест размещения коммунальных отходов на территории района.

    10. Принятие всесторонних мер по недопущению образования несанкционированных свалок в районе в целях их полного исключения.

    11. Инвентаризация и ликвидация несанкционированных свалок в районе. Оценка их влияния на объекты окружающей среды (мониторинг).

    12. Анализ действующей и формирование новой тарифной политики в сфере обращения с отходами.

     

    Объемы и источники финансирования с разбивкой по годам:

     

    2009г.

    Общий объем финансирования 20 050 тыс.руб., в том числе

    • бюджеты поселений – 1 000 тыс.руб.

    • местный бюджет – 910 тыс.руб.

    • дополнительные доходы местного бюджета – 940 тыс.руб.

    • местный бюджет и внебюджетные источники – 8 600 тыс.руб.

    • областной бюджет – 8 600 тыс.руб.

     

    2010-2012гг.

    Ориентировочный объем финансирования на создание всей комплексной системы управления отходами в Саткинском районе (поставка необходимого оборудования, создание системы «под ключ» и ввод в эксплуатацию) составляет 1000 рублей на одного жителя. Финансирование 2 этапа Программы планируется осуществлять за счет внебюджетных источников.

    Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:

     

      1. Улучшение санитарного состояния территории Саткинского муниципального района, обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения;

      2. Снижение влияния отходов на окружающую среду;

      3. Сокращение количества отходов, поступающих на захоронение на полигоны до 60%, увеличение экологической безопасности и срока эксплуатации полигона до 50 лет;

      4. Сокращение ТКО, путем извлечения из отходов картона, полиэтилена, бумаги, стекла - извлечение из общего объема образующихся отходов до 60% вторичных материальных ресурсов;

      5. Учет объемов образующихся коммунальных отходов на территории района, контроль за их потоками, повышение качества услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов;

      6. Строительство на территории района предприятий по переработке вторичных материальных ресурсов - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, создание дополнительных рабочих мест, привлечение инвестиций в деятельность по переработке ТКО;

      7. Обеспечение населения достоверной информацией в сфере обращения с коммунальными отходами на территории Саткинского района и организация мероприятий публичного обсуждения и изучения вопросов обращения с отходами.

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

       

      РАЗДЕЛ I.

      Содержание проблемы и обоснование необходимости

      ее решения программными методами.

       

      1.1 Постановка проблемы, анализ причин ее возникновения. Обоснование связи проблемы с местными приоритетами социально-экономического развития.

       

      Проблема твердых коммунальных отходов (далее по тексту – ТКО) в Саткинском районе в настоящее время становится все более актуальной.

      Общее повышение уровня жизни населения приводит к увеличению потребления товаров и, как следствие, росту числа упаковочных материалов разового пользования, бытовой техники, пищевых отходов, что сильно сказывается на количестве ТКО. За последнее десятилетие количество твердых коммунальных отходов в виде городского мусора резко возросло, составив на душу населения более 300 кг/год. Ежегодно в Саткинском районе образуется около 30 тыс.тн твердых коммунальных отходов, которые при неправильном и несвоевременном удалении и обезвреживании могут серьезно загрязнить окружающую среду.

      Действующая повсеместно в Саткинском районе система сбора коммунальных отходов в благоустроенном секторе основана на сборе отходов, образующихся в результате жизнедеятельности населения, в мусорные ведра, которые выносятся и опорожняются в мусоровозы, приезжающие к жилым домам по установленному графику. Данная система сбора сама по себе изначально предусматривает смешение всех компонентов отходов в одном ведре и превращение полезных фракций в мусор. Дальнейшее превращение полезных фракций в мусор продолжается в мусоровозах, которые свои прессами смешивают и уплотняют отходы, загрязняя их.

      На придомовых территориях после отъезда мусоровозов продолжают накапливаться кучи пакетов с бытовым мусором, которые выносятся нерадивыми жителями, не успевшими выйти к прибытию мусоровоза. Пакеты с мусором рвутся и растаскиваются бродячими животными, что создает антисанитарное состояние придомовых владений.

      Низкая культура населения в сфере обращения с отходами приводит к тому, что и населенные пункты, и прилегающие к ним земли захламляются коммунальными отходами.

      Не организован своевременный вывоз мусора, собираемого с придомовых территорий дворниками жилищных организаций. В результате мешки с собранными бутылками, упаковками, листвой складируются возле мест остановки мусоровозов, являясь своего рода толчком для размещения вокруг новых пакетов с мусором.

      Не организован сбор и вывоз крупногабаритных отходов, отсутствуют специальные площадки для сбора КГО. В результате КГО также складируются в местах остановки мусоровозов, однако из-за отсутствия специальной для его вывоза техники, КГО образуют во дворах в течение долгого периода времени несанкционированные свалки, куда жители не забывают добавлять свою лепту в виде бытового мусора.

      Из-за отсутствия необходимых нормативно-правовых актов органов местного самоуправления не организован вывоз мусора с частного сектора населенных пунктов, с дачных и гаражных кооперативов. Результатом являются многочисленные стихийные свалки, образовавшиеся на месте ям, карьеров, недостроенных фундаментов и прочих углублений на ровной поверхности вокруг наших городов. Дачники также довозят свой мусор только до первых свалок на трассе. В результате возле всех дачных кооперативов выросли терриконы грязи. Таким образом, число несанкционированных свалок растет в геометрической прогрессии.

      Недостаточно эффективно проводится контроль со стороны контролирующих служб и привлечение нарушителей, несанкционированно размещающих свои отходы, к административной ответственности и возмещению вреда окружающей среде.

       

      Существующая сегодня и наиболее распространенная технология избавления от ТКО путем вывоза их на полигоны не решает должным образом проблемы отходов в районе Перевозка отходов для захоронения в связи с большими затратами на ГСМ увеличивает тарифы для потребителей (за последний год тарифы на вывоз мусора в среднем по району выросли в 1,5 раза), а качество предоставляемых услуг остается прежним. Для строительства полигонов выводятся из полезной эксплуатации большие площади земли. Из-за больших финансовых затрат в районе не окончено строительство полигона ТБО г. Сатка. В остальных поселениях - объекты размещения отходов, даже санкционированные, не удовлетворяют требованиям и не могут квалифицироваться как полигоны. Вывод дополнительных площадей для захоронения отходов и образование несанкционированных свалок вызывает социальный протест населения.

      Кроме того, при захоронении безвозвратно теряется ценное вторичное сырье (бумага, картон, стекло, пластмасса) и прибыль, которую может принести правильно налаженная переработка ТКО.

       

      В связи с захламлением земель отходами ухудшается экологическое состояние территории района.

      Большинство свалок расположено вблизи населенных пунктов, на пригородных землях, что приводит к потере, возможно, самых лучших земельных ресурсов. В результате проведенного отделом по охране окружающей среды в течение 2008г. обследования части территории района, прилегающей к населенным пунктам г. Сатка и г. Бакал, было выявлено загрязнение несанкционированными свалками более 15 га земель. Дополнительное загрязнение земель, прилегающих к свалкам, происходит при ветровом переносе легких фракций отходов по направлению господствующих ветров. В результате примыкающая к свалкам территория на расстоянии не менее 100 м захламлена разлетевшимся мусором.

      Мусор десятилетиями сваливается прямо на почву, без какой-либо защиты, без фильтра, вредные вещества попадают в почву, загрязняя наземные и подземные источники воды. Проведенные в период 2001-2007гг. гидрогеоэкологические исследования на санкционированных свалках г. Бакал, пос. Межевой и пос. Сулея показали, что почвы в центральной части свалок сильно загрязнены нефтепродуктами (превышение ПДК в 6-10 раз) и тяжелыми металлами Cd, Ni, Pb, Zn, Mn (превышение ПДК до 25 раз). Химическое загрязнение почвы на территории, прилегающей к свалке, происходит в результате плоскостного смыва и накопления в понижениях рельефа. Подземные воды сильно загрязнены нефтепродуктами (превышение ПДК в 6-10 раз). В виду того, что вода является агентом переноса загрязнений, возникает повышенная опасность распространения загрязнения в горизонты подземных вод и вынос загрязнения при разгрузке подземных вод в местную гидрографическую сеть - реки и ручьи, протекающие в непосредственной близости от свалок.

      От свалок существует постоянная угроза пожаров. В результате горения мусора на свалках в г. Бакал, пос. Сулея, пос. Межевой в летний период 2008г. в атмосферный воздух было выброшено более 40тн загрязняющих веществ (оксид углерода, оксиды азота, сернистый ангидрид, сажа и твердые частицы). Свалки стали причиной лесных пожаров в 2008г., в результате которых пострадали 1,5 га лесов первой группы.

       

      В настоящее время планом стратегического развития Саткинского муниципального района до 2020г. взят курс на обеспечение экологической привлекательности района в целях комфортного проживания населения района и развития туризма. Однако рост количества несанкционированных свалок в районе, загрязнение земель населенных пунктов, Гослесфонда, засорение находящихся на территории района памятников природы регионального значения, наиболее посещаемых туристами мест, – все это способствует формированию непривлекательного имиджа района, и поэтому проблема обращения с коммунальными отходами на территории района требует немедленного решения.

      1.2 Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом.

       

      В настоящее время около 50% ТКО, вырабатываемых районом, может быть направлено на вторичную переработку. В перспективе (по мере развития в районе перерабатывающей промышленности) этот объем может быть доведен до 80-90%. При этом объем вывозимых остатков (так называемых «хвостов») для захоронения (при условии их предварительного прессования) снижается в разы (в перспективе – в десятки раз!). Соответственно во столько же раз снижается нагрузка на полигоны, а, следовательно, и на экологию. Коммерческая реализация полезных составляющих ТКО (если это половина от объема, а не несколько процентов) делает данный процесс самоокупаемым. Однако его реализация возможна только при извлечении из ТКО максимально возможного объема полезных фракций, в дальнейшем подлежащих переработке. На полигоне после того, как отходы пройдут путь через мусорное ведро и мусоровоз, можно извлечь не более 4% вторичного сырья. Таким образом, если ТКО являются товаром «скоропортящимся» (а это происходит во время их доставки на сортировку в мусоровозах), то подвергать отходы сортировке и первичной обработке надо максимально близко к месту их образования, только в этом случае из ТКО можно извлечь не менее 50% объема полезных составляющих (а в перспективе и до 90%).

      Суть инновационного подхода к решению проблемы отходов в Саткинском районе основывается на сортировке отходов в непосредственной близости от источника их образования, что позволяет выделить в виде вторресурсов не менее половины объема отходов, образующихся на обслуживаемой территории. Одновременно с этим существенно уменьшаются объемы грузоперевозок. При этом из процесса работы с отходами исключаются технологические и технические решения, способствующие превращению ТБО в мусор, и в первую очередь современные сверхдорогостоящие мусоровозы.

      Предлагаемая инновационная система выглядит следующим образом (см. схему). На создаваемых вновь контейнерных площадках устанавливаются снабженные колесами специальные контейнеры для сбора ТБО, оборудованные запирающимися на замок крышками. На одной из контейнерных площадок устанавливается специальный мобильный (нестационарный) приемно-сортировочный пункт (далее - МПСП), оснащенный специальным технологическим оборудованием.

      На МПСП поступают ТБО из жилого сектора (от жителей, дворников и пр.) и находящихся на обслуживаемой территории коммерческих предприятий. Поступившие ТБО немедленно сортируются персоналом. Если население приносит отходы, уже предварительно рассортированные по фракциям, то этот товар у них покупается (то есть вводится в действие экономический механизм личной материальной заинтересованности жителей, а сам МПСП становится универсальным, заменяющим в том числе обычные приемные пункта вторсырья).

      Рассортированные по фракциям ТБО прессуются работниками в небольшие тюки (до 40 кг). По мере накопления до объемов коммерческих партий полученные вторресурсы продаются специализированным перерабатывающим организациям.

      «Хвосты», подлежащие вывозу на полигон для захоро­нения, прессуются и накапливаются в установленном здесь же моноблочном пресс-контейнере (компакторе) вместимостью 20 м3. По мере заполнения компактор вывозится силами специализированной (подрядной) ор­ганизации.

      Рациональное техническое решение, повышающее эф­фективность последующей сортировки, - это разделение ТБО хотя бы на 2 составляющие (потенциальное сырье и пищевые отходы, смешанные с явным мусором).

      Источники финансирования системы – оплата населением и организациями услуг по вывозу ТБО и КГМ по установленным тарифам, экономия средств на транспортных расходах, доходы от продажи вторичного сырья. Проект характеризуется финансовой эффективностью и относительно низким уровнем требуемых инвестиций.

      Техническое оснащение в проекте будет представлено отечественным (контейнеры, автотранспорт, приспособления для перевозки контейнеров, мобильные модульные мусоросортировочные пункты) и зарубежным оборудованием (прессы, компакторы, спецтехника).

      Модульный принцип построения системы и схема реализации проекта позволит приступить к реализации проекта поэтапно, при минимальном начальном финансировании.

      Данная комплексная система предлагается группой предприятий «Концерн «Вторичные ресурсы» (г. Москва). В настоящее время в ряде регионов России на разных уровнях приняты решения о создании предлагаемой комплексной системы управления коммунальными отходами. В результате стало возможным определить высокую степень востребованности разработанной концепции. Ни один другой из действующих участников традиционного процесса сбора и утилизации отходов не имеет экономически эффективного и экологически безопасного решения. Предложения российских и зарубежных компаний ограничиваются поставкой оборудования или строительством «под ключ» мусоросортировочного завода с последующим лизингом. Данная же комплексная система имеет в своём составе все составляющие звенья – от контейнеров в жилом секторе до полигона, включая сеть приёмно-сортировочных мини-пунктов, транспортную систему, мусороперерабатывающий комплекс с оптовой базой вторичного сырья и полигоном для захоронения отходов.

       

       

      РАЗДЕЛ II.

      Основные цели и задачи Программы.

      Органы местного самоуправления Саткинского района заинтересованы в скорейшем и наиболее эффективном решении проблемы отходов в Саткинском районе для того, чтобы район стал чистым от отходов и экологически привлекательным для комфортного проживания населения и развития туризма. Однако при существующей системе сбора и утилизации отходов в районе невозможно на бездотационной основе решить данную проблему. Предприятия, осуществляющие сбор и вывоз отходов в населенных пунктах (ООО «Сандор», ООО «Спецавтотранс», ООО «Экология»), получая доходы в виде платы за вывоз и захоронение отходов от населения и организаций, заинтересованы, прежде всего, в получении прибыли, а не в улучшении качества предоставляемых услуг по вывозу отходов и чистоте населенных пунктов, и тем более не в обустройстве мест размещения отходов в соответствии с экологическими требованиями и снижении уровня загрязнения окружающей среды. Местный бюджет ежегодно направляет средства на решение различных проблем то одного, то другого поселения – на проектирование и строительство полигонов, оформление документов на землю, организацию работ на свалках и их содержание и т.д. Однако, проблема при этом должным образом не решается.

      Имеющиеся в настоящее время в районе предприятия, специализирующиеся на сборе вторичного сырья (ООО «Модуль», ИП Новичихин, ИП Васильев), создают лишь видимость сдвига в решении проблемы. Они всегда будут принимать у населения только те фракции, которые выгодны им в настоящее время, пренебрегая невыгодными или менее выгодными составляющими ТБО. В результате предприниматели, снимая сливки, получают свою прибыль, а район остается со своим мусором.

      Выход видится в одном: необходимо создание ситуации, когда интересы района (заказчика) и предпринимателей (исполнителя) совпадут, то есть когда проблема решается и решается с выгодой для исполнителя.

      В связи с этим при разработке и формировании данной программы основные цели направлены не только на решение интересов района, но и на стимулирование деятельности предприятий, работающих в сфере обращения с отходами.

       

       

      ЦЕЛИ, направленные

       

      на решение интересов района:

       

      Улучшение экологической и санитарной обстановки в районе, снижение уровня загрязнения окружающей среды, улучшение санитарного состояния населенных пунктов района, формирование экологически привлекательного имиджа района для комфортного проживания населения и развития туризма.

       

       

      на стимулирование деятельности предприятий:

       

      Создание на территории Саткинского района комплексной, самоокупаемой и инвестпривлекательной системы управления коммунальными отходами.

       

       

       

      Целевыми индикативными показателями достижения данной цели являются:

       

      1. Снижение выбросов загрязняющих веществ от мест санкционированного и несанкционированного размещения отходов в результате биологического распада отходов и возгорания на 40 тн;

      2. Снижение уровня загрязнения поверхностных водных объектов, расположенных вблизи мест санкционированного и несанкционированного размещения отходов, подземных вод и почв по нефтепродуктам с 10ПДК до уровня ПДК, по тяжелым металлам с 25ПДК до 5ПДК;

      3. Снижение захламленности земель отходами и возврат в оборот 20 га земельных ресурсов.

      4. Снижение количества отходов, поступающих на захоронение на полигоны до 60%.

      5. Рекультивация существующих мест складирования ТКО – 10га.

      Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

       

      1. Проведение инвентаризации всех мест санкционированного и несанкционированного размещения отходов на территории Саткинского района.

      2. Определение их влияния на объекты окружающей среды.

      3. Предотвращение появления новых несанкционированных мест размещения отходов.

      4. Определение и обустройство в соответствии с санитарными и экологическими требованиями санкционированных мест размещения отходов.

      5. Формирование у населения культуры цивилизованного обращения с отходами.

      6. Извлечение из общего объема отходов до 60% вторичных ресурсов.

       

       

       

      РАЗДЕЛ III.

      Перечень основных мероприятий Программы.

      Для достижения поставленных целей и решения задач целевой программы необходимо выполнение следующих мероприятий.

       

      1. Проведение инвентаризации мест захоронений отходов с целью выявления дополнительных для города сырьевых ресурсов и оценки влияния этих мест на окружающую среду и здоровье человека. С этой целью проведение регулярного мониторинга окружающей среды вблизи мест санкционированного и несанкционированного размещения отходов.

      2. Ликвидация основных несанкционированных свалок в районе.

      3. Разработка системы жесткого контроля за несанкционированными свалками и создание условий, исключающих возможность их появления. С этой целью усиление инспекторского подразделения на базе отдела по охране окружающей среды Управления строительства и архитектуры администрации Саткинского муниципального района.

      4. Строительство и ввод в эксплуатацию централизованного полигона в г. Сатка для неутилизируемой части отходов.

      5. Разработка путей рекультивации существующих мест складирования ТКО в поселениях.

      6. Разработка нормативно-правовых актов органов местного самоуправления по основным положениям Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

      7. Разработка плана мероприятий информирования населения о целях и задачах проводимой работы и материалов по пропаганде цивилизованного обращения с отходами в школах, детсадах, ВУЗах, среди предприятий ЖКХ и других предприятий. Систематическое проведение разъяснительной работы с населением по раздельному сбору отходов потребления.

      8. Организация вывоза крупногабаритного, нестандартного и строительного мусора.

      9. Разработка и поэтапное внедрение инвестиционного проекта построения комплексной системы управления коммунальными отходами на территории Саткинского муниципального района. Подбор инвестора и генподрядчика для поэтапного построения комплексной системы управления коммунальными отходами на территории Саткинского муниципального район.

      10. Привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

      11. Совершенствование тарифов за сбор, вывоз и утилизацию ТКО, обеспечивающих экономически оправданное функционирование предприятий.

       

       

      РАЗДЕЛ IV.

      Сроки и этапы реализации Программы.

      Реализация программы предусматривается в течение 2009-2012 годов. Реализация Программы проводится в два этапа:

      Первый этап реализации Программы: 2009 г.

      Второй этап Программы: 2010-2012 гг.

       

       

      На первом этапе реализации Программы:

       

      1. Заканчивается строительство полигона ТКО г. Сатка,

      2. Разрабатывается концептуальный и инвестиционный проект, технико-экономическое обоснование и бизнес-план;

      3. Разрабатывается нормативная правовая база механизмов реализации инвестиционного проекта;

      4. Проводится организационная работа по исполнению основных мероприятий Программы – определяется рынок сбыта вторичных ресурсов, разрабатывается план информирования населения о целях и задачах проводимой работы, проводится анализ существующей и формирование новой тарифной политики в целях перехода на новую схему сбора, вывоза и утилизации ТКО.

      5. Проводится активная работа по выявлению несанкционированных свалок и оценке их влияния на объекты окружающей среды, выполняются ликвидационные работы основных несанкционированных свалок, усиливаются меры по недопущению их образования и ужесточаются применяемые к нарушителям меры административного воздействия.

       

       

      На втором этапе реализации Программы предусматривается конкурсный выбор генподрядчика на создание комплексной системы управления коммунальными отходами, поставка необходимого оборудования, создание системы «под ключ» и ввод ее в эксплуатацию.

       

      На протяжении реализации Программы осуществляются:

      • финансирование мероприятий целевой Программы за счет всех источников;

      • совершенствование и развитие нормативной правовой базы с учетом мониторинга правовых актов Челябинской области и Саткинского муниципального района;

      • внедрение организационных и финансовых механизмов реализации программных мероприятий.

       

       

       

      РАЗДЕЛ V.

      Ресурсное обеспечение Программы.

       

      Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет бюджетов разных уровней - бюджетов поселений, местного бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.

      Необходимый объем финансирования Программы на 2009 год составляет 20 050 тыс. руб., в том числе

      • за счет средств бюджетов поселений – 1 000 тыс.руб.

      • за счет средств местного бюджета – 910 тыс.руб.,

      • за счет дополнительно полученных доходов местного бюджета – 940 тыс.руб.

      • за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников – 8 600 тыс.руб.,

      • за счет средств областного бюджета на софинансирование - 8 600 тыс.руб.,

      Средства областного бюджета в размере 8,6млн.руб. будут выделены на 2009г. на строительство полигона ТКО г. Сатка в качестве оказании Губернатором Челябинской области финансовой помощи в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» (письма в адрес Главы Саткинского муниципального района за подписью министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области В.Ю. Шопова исх. №6584 от 20.06.2008г. и исх. №6912 от 30.06.2008г. прилагаются).

       

      Объем финансирования на 2010-2012гг. будет определен после реализации 1 этапа Программы.

      Ориентировочный объем финансирования на создание всей комплексной системы управления отходами в Саткинском районе (поставка необходимого оборудования, создание системы «под ключ» и ввод в эксплуатацию) составляет 1000 рублей на одного жителя.

      Источники финансирования программы предоставлены в приложении 1.

       

       

       

      РАЗДЕЛ VI.

      Организация управления и механизм реализации Программы.

       

      Муниципальным заказчиком программы является Управление строительства и архитектуры.

       

      Муниципальный заказчик:

       

      1. подготавливает и направляет в Комитет экономики и Финансовое управление доклад о ходе реализации целевой программы за полугодие (до 1 августа текущего года), год (до 1 февраля следующего за отчетным периодом года);

      2. осуществляет ведение ежеквартальной отчетности по реализации целевой программы;

      3. подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации программы;

      4. разрабатывает перечень целевых индикаторов и показателей для мониторинга реализации программных мероприятий;

      5. осуществляет отбор на конкурсной основе исполнителей работ и услуг, а также поставщиков продукции по каждому программному мероприятию;

      6. согласовывает с основными участниками целевой программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования. По мероприятиям, предусматривающим финансирование за счет внебюджетных источников, подписывает соглашения (договоры) о намерениях между муниципальным заказчиком и предприятиями, организациями. В части мероприятий, реализуемых за счет средств бюджетов поселений Саткинского муниципального района, представляются проекты муниципальных целевых программ;

      7. подготавливает ежегодно в установленном порядке реестр расходных обязательств в размере муниципальных заказчиков, мероприятий и кодов функциональной классификации расходов бюджета РФ;

      8. разрабатывает методику оценки эффективности реализации целевой программы с учетом ее специфики;

      9. несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию целевой программы, осуществляет управление ее исполнителями, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;

      10. организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией целевой программы и контроля за ходом выполнения ее программных мероприятий;

      11. организует размещение в сети Интернет текста целевой программы, информацию о ходе реализации целевой программы, результатах мониторинга реализации целевой программы, об оценке достижения целевых индикаторов и показателей.

       

       

      РАЗДЕЛ VII.

      Ожидаемые результаты реализации Программы

      с указанием целевых индикаторов и показателей.

       

       

      Для обеспечения анализа хода реализации программы муниципальным заказчиком разработаны целевые индикативные показатели.

       

      Важнейшие целевые индикаторы и показатели на 2009г.

       

      1. Ввод полигона ТКО в г. Сатка в эксплуатацию за счет

      • ОБ – 100%,

      • МБ и внебюджетных источников – 90,4%,

      • ДД – 10,6%.

       

      1. Разработка Генеральной схемы очистки территорий населенных пунктов за счет

      • бюджетов поселений – 100%,

      • МБ – 9,6%,

      • ДД – 14,9%.

       

      1. Снижение выбросов ЗВ в атмосферный воздух от биологического распада отходов и возгорания на 10тн/год за счет

      • ДД – 63,8%.

       

      1. Снижение уровня загрязнения подземных вод и почвы в районе мест складирования ТКО (г. Бакал, пос. Межевой, пос. Сулея) по н/прод. до 5ПДК, по тяжелым металлам до 20ПДК за счет

      • ДД – 63,8%.

       

      1. Ликвидация основных несанкционированных свалок в поселениях 5 га/год за счет средств

      • бюджетов поселений – 100%.

       

      1. Усиление контроля и штрафных санкций со стороны отдела по охране окружающей среды за несанкционированное размещение отходов в районе: проведение 100 проверок в год, взыскание административных штрафов 200 тыс.руб. в год, предъявление исков возмещение вреда окружающей среде 1 000 тыс.руб. в год за счет

      • ДД – 10,6%.

       

      1. Информирование населения по вопросам цивилизованного обращения с отходами:

      • информация через СМИ – ежемесячно,

      • публичное обсуждение вопросов – ежеквартально.

       

      Целевые индикаторы и показатели на 2010-2012гг. будут разработаны и введены после выполнения 1 этапа реализации программы (после разработки генеральной схемы очистки населенных пунктов).

       

       

      Ожидаемые результаты реализации Программы:

       

      • улучшение санитарного состояния территории Саткинского муниципального района, обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения;

      • снижение влияния отходов на окружающую среду;

      • сокращение количества отходов, поступающих на захоронение на полигоны до 60%, увеличение экологической безопасности и срока эксплуатации полигона до 50 лет;

      • реализация мер, направленных на сокращение ТКО, путем извлечения из отходов картона, полиэтилена, бумаги, стекла - извлечение из общего объема образующихся отходов до 60% вторичных материальных ресурсов;

      • учет объемов образующихся коммунальных отходов на территории района, контроль за их потоками, повышение качества услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов;

      • строительство на территории района предприятий по переработке вторичных материальных ресурсов - создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, создание дополнительных рабочих мест, привлечение инвестиций в деятельность по переработке ТКО;

      • обеспечение населения достоверной информацией в сфере обращения с коммунальными отходами на территории Саткинского района и организация мероприятий публичного обсуждения и изучения вопросов обращения с отходами.

       

       

      Приложение 1

      к муниципальной Программе «Развитие системы сбора и утилизации отходов

      в Саткинском муниципальном районе на 2009-2012 годы»

       

      Основные программные мероприятия и источники финансирования

      № п/п

      Мероприятие

      Сроки исполнения

      Источник

      финанси

      рования

       

      Ответственные

      Финан

      совые затраты, тыс.руб.

      Ожидаемые результаты и экологический эффект

      от реализации мероприятия

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      1

      Разработка и утверждение инвестиционного проекта построения комплексной системы управления коммунальными отходами на территории Саткинского муниципального района (включая предпроектное обследование территории, ТЭО, бизнес-план). (Генеральная схема очистки территорий населенных пунктов Саткинского муниципального района).

      2009г.

      Бюджеты поселений:

       

      Саткинское

      Бакальское

      Межевское

      Сулеинское

      Бердяуш.

      Айлинское

      Романовск.

       

      МБ

      ДД

      Администрации поселений

       

      УСиА

       

       

       

      530

      250

      60

      40

      60

      30

      30

       

      910

      90

      Решение комплекса работ по организации, сбору, удалению, обезвреживанию ТКО и уборке городских территорий для определения:
      • очередности дальнейшего осуществления мероприятий Программы,
      • объемов работ по всем видам очистки и уборки территорий,
      • систем и методов сбора, удаления, обезвреживания и переработки отходов,
      • необходимого количества уборочных машин, механизмов, оборудования и инвентаря,
      • целесообразности строительства объектов санитарной очистки, их основных параметров и размещения,
      • ориентировочных капиталовложений на строительство и приобретение технических средств.

      2

      Создание эффективного правового поля, необходимого для реализации проекта комплексной системы управления отходами.

      2009г.

      --

      Юротдел

      УСиА

      --

      Разработка нормативно-правовых актов местного самоуправления, регламентирующих вопросы практического внедрения раздельного сбора отходов:
      • нормы накопления ТКО,
      • положение о порядке обращения с отходами в районе,
      • и т.п.

      3

      Определение рынка сбыта вторичных материальных ресурсов. Изучение опыта других муниципальных образований.

      2009г.

      ДД

      УСиА

      50

       

       

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      4

      Поэтапное создание рациональной комплексной системы управления коммунальными отходами на территории района

      2009-2012гг.

      Средства инвестора (по мун. контракту)

      УСиА

      После утверж

      дения инвест.

      проекта

      Внедрение комплексной системы обращения с отходами позволит:

      • решить на бездотационной основе проблему управления коммунальными отходами;

      • возвратить в оборот вторичные сырьевые ресурсы;

      • сделать работу с бытовыми отходами эффективной и самоокупаемой;

      • обеспечить рентабельность процесса ежедневного вывоза и утилизации коммунальных отходов;

      • исключить образование несанкционированных свалок;

      • в несколько раз увеличить экологическую безопасность и срок эксплуатации полигона г. Сатка за счёт увеличения плотности тела полигона до 1100 - 1400 кг/м³;

      • создать условия для дальнейшего развития экологической безопасности процесса удаления и обезвреживания коммунальных отходов в регионе;

      • создавать новые рабочие места в регионе.

       

      5

      Организация сети предприятий на территории района, перерабатывающих вторичное сырье и «хвосты».

      2011-2012гг.

      Средства инвестора

      УСиА

      Будут уточня

      ться

      Организация предприятий на основе инновационных технологий перерабатывающей промышленности (например, использование «хвостов» в производстве бетона).

      6

      Разработка плана мероприятий информирования населения о целях и задачах проводимой работы.
      Разработка материалов по пропаганде цивилизованного обращения с отходами в школах, детсадах, ВУЗах, среди предприятий ЖКХ и других предприятий.

      2009г.

      --

       

       

       

      --

      УСиА

       

       

       

       

      Управление образования

      --

       

       

       

      --

      Разработка поэтапного плана мероприятий по информированию населения по вопросам раздельного сбора отходов.
      • организация рекламных мероприятий (наружная реклама, памятки для жителей, листовки, плакаты, баннеры, СМИ),
      • материалы по пропаганде раздельного сбора в школах, ВУЗах, детсадах,
      • работа с предприятиями.

      7

      Реализация плана мероприятий по информированию населения.

      2009-2010гг.

      Средства инвестора МБ

      УСиА

      Упр.образования

      МУ «УЖКХ»

      Администрации поселений

      После утверждения плана мероприятий

      Привлечение к раздельному сбору отходов до 75% населения района

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      8

      Строительство полигона ТКО г. Сатка
      (1 очередь)

      2009г.

      МБ и внебюджетные источники

      ОБ

      УСиА

      (мун. контракт)

      8 600

       

      8 600

      Организация складирования неутилизируемой части ТКО («хвостов») в г. Сатка в соответствие с санитарными и экологическими нормами

      9

      Оформление документов на землю на полигон ТКО
      г. Сатка

      2009г.

      ДД

      УСиА

      100

      Проведение радиологических исследований;
      получение санитарно-эпидемиологического заключения;
      оформление межевого дела;
      постановка объекта на кадастровый учет.

      10

      На период разработки и внедрения инвестиционного проекта организация работ на существующих местах размещения отходов в районе

      2009г.

      ДД

      УСиА

      (мун.контракт)

      600

      Содержание существующих мест размещения отходов в соответствии с санитарными и экологическими требованиями, недопущение возгорания отходов и захламления отходами земель поселений и гослесфонда.

      11

      Рекультивация существующих мест размещения коммунальных отходов на территории района.

      2011-2012г.

      Бюджеты поселений

      МБ

      Администрации поселений

      УСиА

       

      Будут уточня

      ться

      Обеспечение экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности населения на территории района

      12

      Принятие всесторонних мер по недопущению образования несанкционированных свалок в районе в целях их полного исключения.

      2009-2012гг.

      --

       

       

       

      УСиА

       

       

       

       

       

      Администрации поселений

      ГОВД

      --

      Усиление контроля, надзора и штрафных санкций за несанкционированное размещение отходов:
      • увеличение количества рейдов по выявлению нарушителей путем обследования свалок и привлечению их к административной ответственности,
      • увеличение числа предъявленных исков в суд за возмещение вреда окружающей среде в результате несанкционированного размещения отходов,
      • систематическое проведение рейдов совместно с ГОВД (экологическая милиция),
      • активизация работы с предприятиями, уклоняющимися от заключения договора на вывоз отходов.

      13

      Инвентаризация и ликвидация несанкционированных свалок в районе.
      Оценка их влияния на объекты окружающей среды (мониторинг).

      2009-2012гг.

      Бюджеты поселений:

       

       

       

       

      ДД

      Администрации поселений

       

       

       

       

      УСиА

      Согласно планов

      поселе

      ний

       

       

      100

      Организация мероприятий по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок на территориях поселений согласно утвержденных планов. Установка аншлагов, запрещающих размещение отходов. Освещение проблемы в СМИ.
      Проведение мониторинга объектов окружающей среды вблизи мест размещения отходов с целью оценки их влияния.

      1

      2

      3

      4

      5

      6

      7

      14

      Анализ действующей и формирование новой тарифной политики в сфере обращения с отходами.

      2009г.

      --

      МУ «УЖКХ»

      --

      Изменение тарифов при переходе на раздельный сбор отходов.

       

      ИТОГО на 2009г.

       

       

       

       

       

      1.

      Бюджеты поселений,
      в том числе

       

      БП

       

      1 000

       

      2.

      Средства местного бюджета

       

      МБ

      ДД

      из Программы природоохранных мероприятий

      910

      940

       

      3.

      Средства местного бюджета и внебюджетные источники

       

      МБ и внебюджетные источники

      софинансирование

      8 600

       

      4.

      Средства областного бюджета

       

      ОБ*

      софинансирование

      8 600

       

       

      ВСЕГО:

       

      тыс.руб.

       

      20 050

       

      Примечание:
      ОБ* - средства, предусмотренные из областного бюджета в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на строительство полигона ТКО г. Сатка.
      Начальник отдела по охране окружающей среды Е.Б. Соловьева
      СОГЛАСОВАНО:
      Начальник Управления строительства и архитектуры
      администрации Саткинского муниципального района И.В. Кузина
      Заместитель Главы Саткинского
      муниципального района С.А. Смольников

       

      Номер акта: 
      456/44
      Дата принятия: 
      29.10.2008
      29 Августа 2011 - 16:12