Об аттестации рабочих мест
Саткинской городской прокуратурой проведены проверки соблюдения трудового законодательства в Обществах с ограниченной ответственностью.
Проведенными проверками установлено, что в Обществах с ограниченной ответственностью аттестация рабочих мест не проведена.
Статья 37 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину РФ право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия на каждом рабочем месте, безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществления технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов, проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией работ по охране труда в организации.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места.
С 01.09.2011 вводится Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н.
В соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов.
Результаты аттестации используются в целях разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда; установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и полагающихся работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, компенсациях; контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты; санитарно-бытового и медицинского обеспечения работников в соответствии с требованиями охраны труда; обоснования планирования и финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
Отсутствие аттестации рабочих мест впоследствии может лишить работников, работающих на предприятии, уволенных, вновь принятых, права на получение дополнительных льгот, связанных с работой с вредными и опасными условиями труда, в том числе, на получение досрочной пенсии. Не проведение аттестации рабочих мест, также ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц, возможных работников данного предприятия, т.е. затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Аттестация рабочих мест не связана с деятельностью конкретного работника на том или ином рабочем месте, поскольку в результате текучести кадров и по другим причинам на одном и том же рабочем месте могут работать разные лица. Проведение аттестации призвано способствовать установлению безопасных условий труда на каждом рабочем месте всех работников, которые его занимают или будут занимать.
Кроме того, в случае причинения в результате несчастного случая на производстве вреда жизни и здоровью работника затрагиваются законные интересы неограниченного круга членов его семьи, которые в результате не обеспечения безопасных условий труда могут потерять кормильца либо утратить часть совокупного дохода.
Отсутствие на предприятии аттестации рабочих мест также противоречит интересам государства.
Согласно ст. 2 Конституции РФ соблюдение прав и свобод человека является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса РФ обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев на производстве и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.
Таким образом, в Обществах с ограниченной ответственностью не обеспечено право работников на безопасные, соответствующие нормам закона, условия труда.
Бездействие ООО в лице директора ставит под угрозу жизнь, здоровье работников предприятия; делает невозможным их дополнительное социальное обеспечение.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре РФ», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В силу ч. 4 ст. 353 Трудового кодекса РФ на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему работников в соответствии с федеральным законом возложена обязанность по осуществлению государственного надзора за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Саткинской городской прокуратурой в 2011 году направлено в суд 12 исковых заявлений о признании бездействия Общества с ограниченной ответственностью в связи с непроведением аттестации рабочих мест на предприятии незаконным и обязании провести аттестацию рабочих мест. Все заявления рассмотрены и удовлетворены.
Старший помощник
Саткинского городского прокурора
младший советник юстиции Копцова О.В.